Архив
Геометрия природы Стерлигова
Петропавловская крепость, Невская куртина
Выставка посвящена юбилею Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973) – яркого представителя «второго авангарда», ученика К. С. Малевича, создателя теории «чашно-купольного пространства» в изобразительном искусстве. На ней представлены живописные и графические произведения мастера из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музея «Царскосельская коллекция», Музея Органической Культуры и частной коллекции.
В. В. Стерлигов родился 5 (18) марта 1904 года в Варшаве. С 1905 года жил в Москве. Рисованию Стерлигов учился в частных студиях. В 1925 году познакомился с К. С. Малевичем и был принят в ГИНХУК, где занимался исследованием проблем кубизма и супрематизма. Работал под руководством К. С. Малевича до 1934 года.
С 1934 по 1938 год по ложному обвинению находился в Карагандинском лагере. Затем жил и работал в Караганде. В 1940 году прописавшись в подмосковных Петушках, жил в основном в Москве. В начале 1941 года переехал в Малую Вишеру под Ленинградом. В годы Великой Отечественной войны сражался на Карельском фронте, где получил тяжелое ранение. Затем был эвакуирован в Алма-Ату. Здесь он познакомился со своей будущей женой Т. Н. Глебовой – ученицей П. Н. Филонова. В 1945 году они вместе вернулись в Ленинград, занимались промграфикой для Торговой палаты, работали над художественным оформлением экспозиций Музея этнографии народов СССР и Музея истории Ленинграда.
С 1960 года и до конца жизни Стерлигов занимался теоретической и практической разработкой художественной идеи «чашно-купольного пространства»: кривая, чаша, купол стали для художника основой символико-религиозной структуры Вселенной. Вокруг мастера сформировалась группа единомышленников и последователей. В нее входили художники Е. Н. Александрова, А. Б. Батурин, В. П. Волков, А. Н. Гостинцев, Е. А. Гриценко, Г. Г. Зубков, А. А. Киселев, А. Ф. Кожин, искусствоведы Е. Ф. Ковтун (Русский музей) и А. В. Повелихина (Музей истории Ленинграда).
О творчестве Стерлигова очень точно сказал французский искусствовед Мишель Рагон: «Живопись Стерлигова – утонченная, в очень мягких тонах и всегда построена на кривых. Иногда она полностью абстрактна, иногда предметна, но всегда вдохновлена природой».
При жизни художника состоялось только несколько выставок его работ, в основном в мастерских друзей-художников. Официальная выставка, открывшаяся в ЛОСХе в апреле 1966 года была закрыта через четыре часа решением правления Союза. По одному дню длились выставки в НИИ теории и истории архитектуры и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве в 1970 году.
На выставке в Петропавловской крепости представлено около 80 работ художника конца 1950 – начала 1970-х годов. Практически все работы посвящены проблемам исследования нового пластического пространства – сферического, криволинейного; свойств нового прибавочного элемента в изобразительном искусстве - «прямо-кривой». Здесь демонстрируются такие программные произведения Стерлигова, как «Первая бабочка» и «Лента Мёбиуса», цикл акварелей «Чашно-купольное пространство» и цикл «Окружающая геометрия», работы «В куполе» и «Куполообразное небо».
Стоимость билетов: полный - 150 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры) - 100 руб.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость