Афиши, программы, приглашения

Информация
Материалы охватывают период с конца XIX века до наших дней и насчитывает более 20 тысяч единиц хранения.

Дореволюционные материалы освещают многообразие театральной, выставочной, музыкальной, литературной жизни столицы. Наряду с афишами выдающихся постановок Императорских театров, представлены также афиши и программы театров, которые были популярны в начале ХХ века, но не сохранились до наших дней (например, "Невский фарс", Интимный театр, Театр музыкальной драмы, театр "Кривое зеркало" и др.). В дореволюционных афишах и программах — имена признанных мастеров мирового искусства Фёдора Шаляпина, Ивана Ершова, Матильды Кшесинской.

Особую ценность представляют материалы по истории празднования 200-летия Петербурга, 300-летия Дома Романовых, мероприятий по случаю коронации императоров Александра III и Николая II.

Помимо значительной по объему коллекции киноплакатов дореволюционного периода в фонде представлены шрифтовые киноафиши и программы киносеансов и кинофильмов 1890-1910-х годов. Они дают представление о развитии столичного кинопроката с момента его возникновения до 1917 года.
К числу редких относятся две программы кинокартин по адресу Невский пр., дом 46, где 6 мая 1896 года состоялся показ фильмов компании братьев Люмьер. Эти программы дают представление о характере первых сеансов – короткие ленты на различные сюжеты с перерывами между отделениями.
Невский проспект, главная кинематографическая улица дореволюционной России, представлен программами шести кинотеатров, в том числе модного в ту пору кинотеатра «Паризиана», переименованного после революции в «Октябрь». В 1910-е годы кинематограф уверенно завоевывал Петербург. В коллекции фонда представлены программы кинотеатров «Люкс», «Спортинг-палас», «Олимпия», «Фантази». В последний кинотеатр часто ходил Александр Блок.
На артистическом небосклоне Петрограда сверкали звезды немого кино. Об одной из самых ярких звезд напоминает программа кинофильма «У камина» с участием Веры Холодной.
Афиши объединения «Научный кинематограф» свидетельствуют о том, что придавалось большое значение просветительской роли киноискусства. В репертуар показов включались экранизации литературных произведений, научно-популярные фильмы по естествознанию.
Интерес представляют афиши кинематографа, существовавшего в зале Царскосельской городовой ратуши. Из них можно почерпнуть сведения о стоимости билетов на сеансы – от 45 копеек до 1 рубля 15 копеек и существовании неких запретов для посетителей, так нижним чинам предписывалось занимать места на хорах.

1920-1930-е годы представлены экспонатами, посвященными разнообразию художественных поисков мастеров советского театрального, изобразительного, музыкального искусств, деятельность которых связана с довоенным Ленинградом. Среди наиболее интересных образцов — афиши выставки мастеров аналитического искусства (школа Филонова), театральных постановок Всеволода Мейерхольда.

В фонде хранится уникальная коллекция блокадных афиш, программ и приглашений, в том числе афиша первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в августе 1942 года.

Послевоенные материалы посвящены театральным премьерам Ленинграда, представлениям в цирке, гастрольным выступлениям ленинградских артистов, деятельности садов, парков, кинотеатров, стадионов, выставкам и экспозициям музеев города. Собраны комплексы по истории проведения в городе фестивалей "Белые ночи", "Ленинградская музыкальная весна", футбольных турниров, Олимпиады-80 и мероприятий по случаю 300 летнего юбилея Петербурга.



← Назад в раздел