Архив
Выставка «Август 14-го»
20 августа—20 ноября 2009
Музей печати (наб. Мойки, 32)
Заррин Рихард Густавович (1869—1939).
Хромолитография «Патриотично и выгодно.
Покупайте военный 5½ % заем».
1917
Выставка посвящена 95-летию с начала Первой мировой войны. На ней представлено около 140 экспонатов: русские плакаты, военно-патриотические лубочные картинки, почтово-благотворительные марки и фотографии 1914—1917 годов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Начало Первой мировой войны в России было отмечено всеобщим патриотическим подъемом. Многие расценивали эту войну с Германией и ее союзниками как реванш за неудачи 1905 года на Дальнем Востоке. Первые дни после объявления войны ознаменовались массовыми патриотическими манифестациями во многих городах Российской империи.
Традиционным средством пропаганды патриотических настроений в народных массах были лубочные картинки. В период с 1914 по 1917 год в этом жанре работали И. Я. Билибин, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, В. В. Маяковский и другие. На выставке можно увидеть две работы К. С. Малевича «Поражение немцев под Парижем» и «Глядь, поглядь, уж близко Висла, немцев пучит, значит кисло» (обе —1914).
Народный лубок стал предшественником агитационного плаката. Первые плакаты появились уже в 1914 году, они сохраняли лубочную стилистику.
Переход от лубка к плакату в агитационных изданиях периода начала войны происходил под влиянием событий на фронте и назревавшего социально-политического кризиса в тылу. Первые успехи русской армии сменились поражениями и неудачами. Уже к концу августа 1914 года обнаружились недостатки в снабжении полевой армии. К началу зимней кампании 1916 года русская армия испытывала катастрофический дефицит в боеприпасах и продовольствии, одновременно в тылу скапливалось огромное число беженцев. Все это являлось следствием острого финансово-экономического дефицита, разразившегося в экономике Российской империи. События требовали новых форм агитации средствами искусства, одним из средств воздействия стала подчеркнутая реалистичность образов военного плаката.
Основные темы военных плакатов определились в начале войны. Одна из них — воспевание подвига русского солдата. Подобные плакаты, выполненные неизвестными художниками, можно увидеть на выставке: «Геройский подвиг унтер-офицера Аввакума Волкова» (1914), «Геройский подвиг сотника Боткина»(1915) и «Война России с немцами. Геройский подвиг казака Козьмы Крючкова» (1914). Подвиг Крючкова стал одним из наиболее распространненых сюжетов агитационных плакатов. Казак Крючков в бою под польским городом Кальвария лично уничтожил в бою 11 неприятелей, получив при этом 16 колотых ран.
Для пополнения средств на нужды войны правительство объявило о внутреннем военном 5,5% займе. Началась пропагандистская кампания, призывавшая к массовому участию в займе. Одновременно выпускались плакаты с обращениями о помощи раненым, разоренному мирному населению, о пожертвованиях на устройство благотворительных бесплатных столовых. Характерными плакатами этого периода являются демонстрирующиеся в экспозиции хромолитографии С. А. Виноградова «Русские воины в плену ждут от вас помощи» (1915), Р. Г. Заррина «Кто своей грудью не отражает врага пусть покупает военный 5½ % заем» (1916) и «Патриотично и выгодно. Покупайте военный 5½ % заем» (1917).
Сюжеты плакатов повторялись на почтово-благотворительных марках. Марки, выпущенные в рамках кампании в поддержку военного займа, распространялись, в частности, кондукторами петроградских трамваев — марки выдавались желающим вместо сдачи.
События февраля 1917 года в целом не повлияли на характер, формы и направленность агитационного искусства. Задачей Временного правительства также была пропаганда войны до победного конца и призыв к благотворительным сборам в пользу пострадавших от военных действий, но появилось и новое направление — пропаганда республиканского строя. Ярким примером этого является представленный на выставке плакат Б. М. Кустодиева «Заем свободы». Лозунг «Война до победы» практически не заметен на заднем плане, он перекрывается фигурой солдата в полный рост, революционными знаменами и фигурами манифестантов.
В состав выставки также вошли фотографии, запечатлевшие события, происходившие на фронтах Первой мировой войны и в русском тылу. Среди них работы К. К. Буллы «Объявление войны на Дворцовой площади», «Патриотическая манифестация перед Зимним дворцом в день объявления войны» (обе — 1914), «Смотр пехоты Николаем II на Марсовом поле» (1916); Я. В. Штейнберга «Выставка боевых трофеев» (1916), «Лазарет в Гербовом зале Зимнего дворца» (1914—1917), фотографии неизвестных художников «Колонна австрийских пленных на Невском проспекте у Михайловской улицы» (1916), «Русские солдаты в окопе» (1914—1916).
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей печати