Архив
«Поколение Z». Пионеры звука в России 1920-х
Выставка посвящена истории советской экспериментальной музыки 1920-х годов. На ней представлены материалы из Государственного архива кино-фотодокументов, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи; Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных архивов Марины Шолпо, Ханны Райхенштейн, Андрея Смирнова, Льва Болотского. Многие документы демонстрируются впервые.
Краткий исторический период 1910-1930-х в России по сложности катаклизмов равен целой эпохе – революции, войны, тоталитарный режим. В обстановке голода, холода и нищеты творческие люди жили идеями о новой стране, где все будет иначе – совершенный человек, универсальный язык, удивительные машины. Эти стремления были поддержаны и официальной властью. В 1918 году Анатолий Луначарский провозгласил, что творчество должно быть построено на экспериментальном фундаменте. Художники, поэты, музыканты, архитекторы с энтузиазмом бросались в новую реальность, изучая математику, науки о природе света и звука, разрабатывая свои теории о новом искусстве. Именно эти люди названы на выставке «поколение Z». Символ «Z» в те годы был главным графическим воплощением духа времени. Это символ молнии, электричества, энергии, его можно увидеть на обложках, плакатах, художественных полотнах того периода.
Выставку открывает история ученого, поэта, анархиста и философа Алексея Гастева (1882-1939). По своей масштабности и парадоксальности личность Гастева не вмещается в привычные рамки. Его влияние на культуру своего времени было огромно. В 1922 году под воздействием идей Гастева композитор Арсений Авраамов (1886-1944) создал циклопическую «Гудковую симфонию», для которой весь город - музыкальный инструмент: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, а крупная артиллерия — большие.
Особое место в экспозиции уделено рассказу об изобретателе, физике и музыканте Льве Термене (1896-1993), создателе первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, общепризнанном «отце» электронной музыки.
На выставке впервые демонстрируется реконструкция части экспозиции художника, автора фундаментальной теории проекционизма Соломона Никритина, которая была представлена в 1924 году на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» в разделе «Проекционисты». Согласно теории проекционизма Соломона Никритина: «Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а проекций метода – организации материалов..."
В разделе «Графический звук», посвященном уникальной технологии синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек, можно увидеть рукописи, чертежи и уникальные тон-фильмы – синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Арсением Авраамовым, Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским. В разделе «Гибель Утопии» - материалы их архива Государственного института музыкальной науки (ГИМН), документально иллюстрирующие процесс взаимодействия «властной вертикали» с подведомственной «творческой горизонталью».
Достижения «потерянных» пионеров-экспериментаторов были настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. По ходу сталинских репрессий из официальной истории были вычеркнуты целые эпохи. Многим гениальным идеям был придан статус «утопии». Имена людей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы, сегодня почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России. Между тем, разработки той эпохи поражают и сейчас, спустя почти 100 лет. Правоту экспериментаторов подтверждает история. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия; некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня, а многим идеям, по-видимому, еще предстоит второе рождение.
В работе над выставкой участвовали: Любовь Пчелкина, Николай Изволов, Константин Дудаков, Джон Эпплтон, Мэтью Прайс
Организаторы выставки: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центр Электроакустической музыки Московской Государственной консерватории, Термен-центр при поддержке Фонда Форда
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость