Архив
«Дорогу аналитическому искусству! К 80-летию выставки МАИ в Доме печати»
Каталог выставки
Группа «Мастера аналитического искусства» (МАИ) была образована в 1925 году по инициативе и под руководством П. Н. Филонова. Она объединила учеников прославленного мастера: М. П. Цыбасова, А. И. Порет, Т. Н. Глебову, А. Т. Сашина, Б. И. Гурвича, Е. А. Кибрика и других. Первоначально занятия группы проходили в здании Академии художеств, а с начала зимы 1926 года – в мастерской Филонова на улице Литераторов, 19. Состав группы постоянно менялся, в целом в разные годы мастерскую посещало более 70 человек. Художники МАИ руководствовались в своем творчестве теоретическими разработками Филонова, изложенными в работах «Сделанные картины» (1914),«Декларация Мирового Расцвета» (1923),«Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1923). Согласно аналитическому методу Филонова художественное произведение должно представлять собой созданную под воздействием мысли мастера «формулу» реального мира: расщепляя материю на мельчайшие частицы живописных форм, художник формирует из них новую оригинальную композицию, являющуюся отражением мировоззрения творца.
В 1927 году в Доме печати (наб. р. Фонтанки, 21) состоялась программная выставка объединения МАИ. В Белоколонном зале бывшего Шуваловского дворца было представлено более 20 картин и скульптур художников школы Филонова, а также проекты постановки пьесы «Ревизор» (реж. И. Г. Терентьев), премьера которой состоялась в день открытия выставки. Картины-панно, объединенные общей темой «Гибель империализма», были специально написаны для выставки в главном зале Дома печати (по предложению директора Дома Н. П. Баскакова). Художники, учитывая архитектурные особенности и масштаб предоставленного экспозиционного помещения, выполнили целый ряд полотен большого формата (3-4 м.). Все работы проводились под руководством и непосредственным контролем Филонова: от утверждения эскизов до внесения правок в готовые произведения.
До наших дней сохранилось не более 10 работ, экспонировавшихся на выставке МАИ 1927 года: четыре картины хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, три – в Государственном Русском музее, остальные – в частных собраниях.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга на выставке в особняке Румянцева впервые демонстрирует полотна: «Новый быт» («1-е мая») Е. А. Кибрика (417х285), «Тифлиский базар» (415 х285) Д. П. Крапивного, «Мой дом – моя крепость» («Лейбористы») Б. И. Гурвича (413х289) и «Рабочий, сидящий за столом» (179х85) Э. А. Тэннисмана. Также представлен выполненный уже в 1930-х годах Т. Н. Глебовой групповой портрет учеников П. Н. Филонова – членов МАИ.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Особняк Румянцева