History of St. Petersburg. The 18th century
The exhibition dedicated to the history of St. Petersburg in the 18th century is based on objects and documents from the collections of the State Museum of the History of St. Petersburg, the State Hermitage, the State Russian Museum, the State Archive of the Russian Federation, the Russian State Archive of Ancient Acts, the Library of the Academy of Sciences, the St. Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. Historical exhibits are complemented by audiovisual and multimedia interactive technologies.
Экспозиция, посвященная истории Санкт-Петербурга в XVIII веке, основана на предметах и документах из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Библиотеки Академии наук, Санкт-Петербургского института истории РАН, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Исторические экспонаты дополняют современные аудиовизуальные и мультимедийные интерактивные технологии.
Открывает экспозицию зал символов Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть флаг и герб Санкт-Петербурга, услышать гимн города, узнать об его святых покровителях — святом апостоле Петре и святом благоверном князе Александре Невском. Центральное место в экспозиции зала занимает образ Петра Великого. Об основателе Санкт-Петербурга напоминают мраморный бюст императора, выполненный М. М. Антокольским, и каминные часы «Медный всадник». Интересны символические ключи от Санкт-Петербурга 1770 года и ларец для их хранения, который находился когда-то в доме губернатора.
Отдельный зал экспозиции посвящен истории приневских земель до основания на их территории Санкт-Петербурга. Археологические находки, гравюры, макеты расскажут о существовавших здесь русских поселениях, отошедших Швеции по Столбовскому миру 1617 года, об основанной новгородцами в XIV веке крепости Орешек и шведской крепости Ниеншанц.
Предваряя рассказ об основании Санкт-Петербурга и великих преобразованиях XVIII столетия, в экспозиции уделяется внимание «Великому посольству» Петра I (1697–1698), во время которого произошло знакомство русского царя с европейской культурой и бытом, промышленностью, армией и флотом. За время пребывания за границей Петру удалось многому научиться и обрести союзников в предстоящей войне со Швецией.
О сражениях и победах Северной войны 1700–1721 годов, которые привели к освобождению приладожских земель и основанию Петербурга, рассказывают гравюры и памятные медали, копии трофейных шведских знамен, портреты сподвижников Петра I и анимированная интерактивная карта военных действий. Среди экспонатов гравюры А. Шхонебека «Взятие Нотебурга» (1703), А. Ф. Зубова «Торжественная встреча русского флота, ведущего пленные шведские суда после победы при Гангуте» (1714) и «Торжественный ввод в Санкт-Петербург взятых шведских фрегатов после победы при Гренгаме» (1720), И. Смита «Фейерверк, устроенный в Амстердаме 9 декабря 1721 года в ознаменование Ништадтского мира» (1720-е). Рядом демонстрируются важные документы эпохи — морской и воинский уставы, в написании которых принимал участие сам Пётр I, создавая Российскую армию и флот. Дополняют экспозицию модели построенного в 1698 году на Воронежских верфях корабля «Готопредестинация», фрегата «Петербург» 1704 года постройки, и флагманского корабля «Ингерманланд», на котором Пётр I командовал соединённой эскадрой в Балтийском море. Здесь же представлены подлинные кремнёвые ружья, ядра, абордажный топор начала XVIII века.
Следующий раздел экспозиции посвящен основанию на берегах Невы в 1703 году Санкт-Петербурга, его стремительному строительству и развитию в петровскую эпоху. Открывает его масштабная инсталляция «Строящийся Петербург», состоящая из строительных лесов и фрагментов возводящихся зданий. Аудиосопровождение инсталляции с характерными звуками стройки помогает погрузиться в атмосферу рождающегося города.
Представление об архитектурном облике петровского Петербурга и градостроительных идеях Петра Великого дают демонстрирующиеся в зале видовые гравюры А. Ф .Зубова, планы Санкт-Петербурга, разработанные Ж.-Б. Леблоном и Д. Трезини, чертежи первых зданий города, многие из которых не дошли до наших дней или были позднее перестроены, а также макеты «образцовых» домов, выполненных по проектам Ж.-Б. Леблона, макеты Меншиковского дворца на Васильевском острове и Адмиралтейства. Посетители смогут увидеть, как выглядели в первые годы существования города Троицкая площадь, набережная Васильевского острова, Дворцовая набережная от Летнего сада до Зимнего дворца, Адмиралтейская сторона.
Особого внимания заслуживают экспонаты, связанные с основателем города Петром I: модель памятника императору, выполненного Бартоломео Растрелли (ныне памятник установлен перед Михайловским замком), и чугунный слепок руки Петра I.
Вызовет интерес коллекция археологическая находок, обнаруженных во время раскопок исторического центра Петербурга (фрагменты голландских курительных трубок, плошки-светильники, стеклянные бутылочки, керамическая посуда, фрагменты печных изразцов), подлинные кирпичи начала XVIII века и деревянные сваи, на которых строились петербургские здания.
Продолжает экспозицию зал, посвященный эпохе правления императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Здесь блистательный Санкт-Петербург предстает во всей красоте и пышности архитектурного стиля — барокко. Главным представителем этого стиля в Петербурге был прославленный архитектор елизаветинской эпохи Франческо Растрелли. В экспозиции можно увидеть выполненные зодчим чертежи Зимнего и Среднерогатского дворцов, художественные изображения других его петербургских построек и макет павильона «Монбижу» в Царском Селе.
Гравюры, выполненные по рисункам М. И. Махаева с видами города середины XVIII столетия перекликаются с изображениями фейерверков и праздников. Помогают воссоздать атмосферу того времени представленные в экспозиции архитектурные детали, предметы мебели, костюм, изделия из керамики, стекла и кости, а также портреты придворных и сановников императрицы Елизаветы Петровны.
В следующих залах посетители попадают в Петербург времен правления императрицы Екатерины Великой. Облик города меняется, пышное барокко уступает место новому стилю, строгому и рациональному классицизму. Художественные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII столетия дают представление о парадном Петербурге екатерининской поры. Планы города второй половины XIX века позволяют оценить стремительный рост и размах строительства в Петербурге. Книги, документы, портреты выдающихся государственных и военных деятелей, писателей, философов, просветителей рассказывают о проведенных Екатериной II общественно-политических преобразованиях, которые сделали Петербург центром просвещения, образования и науки. Здесь же демонстрируется уникальная коллекция научных приборов и инструментов, коллекции часов, барометров, измерительных приборов XVIII века.
Особого внимания в этом разделе заслуживают экспонаты: «Жалованная грамота императрицы Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи, данная Санкт-Петербургу 29 января 1786 года» и золоченая крышка от ларца для ее хранения. Жалованная грамота определяла порядок общественного городского управления в Петербурге, права и обязанности разных социальных групп городского населения.
Завершает экспозицию зал, посвященный непарадной повседневной жизни Петербурга XVIII – начала XIX века (он будет служить связующим звеном с экспозиционными залами, рассказывающими о XIХ столетии). Гравюры Х. Г. Г. Гейслера, фарфоровые тарелки и фигурки, изготовленные на заводе Ф. Гарднера, иллюстрации из журнала «Волшебный фонарь» (1817-1818) представляют галерею характерных персонажей из народа, запечатленных на городских улицах, площадях и набережных. Среди «петербургских типажей» — уличные торговцы и разносчики, сапожник, кучер, стекольщик, молочница, цветочник, старьевщик и другие. Местом действия жанровых сценок из городской жизни служат рынки, ярмарки и места народных гуляний.
Самыми масштабными в Петербурге были масленичные и пасхальные гуляния с балаганами, качелями, катальными горками на льду Невы. Их можно увидеть на гравюрах и литографиях М. Ф. Дамама-Демартре, Д. А. Аткинсона, Х. Г. Г. Гейслера и других. Дополняет представление о петербургских площадных развлечениях интерактивный макет райка с картинками (потешной панорамы) пользовавшегося огромной популярностью на ярмарках и гуляниях в конце XVIII века.