Временные выставки

Временные выставки Особняк Румянцева
   
Петербургский художник Василий Садовников (1800 - 1879) с 20 Октября 2016 по 26 Февраля 2017 Особняк Румянцева, выставочные залы (вход с ул. Галерной, 45)

Выставка представляет 100 произведений В. С.  Садовникова из собрания  Государственного музея истории Санкт-Петербурга: рисунки самого художника  и выполненные по его рисункам литографии  1830—1860-х годов, в том числе знаменитая «Панорама Невского проспекта».

Василий Семёнович Садовников родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже  известным художником Садовников оставался крепостным. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын.  В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника.  В нем он указал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств», Садовников получил звание свободного неклассного художника.

Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды   Петербурга и его окрестностей.  Изображения  набережных, улиц, площадей, архитектурных и скульптурных памятников российской столицы и ее пригородов первой половины XIX века занимают значительное место и на выставке в особняке Румянцева.  Среди них и самая известная работа художника  —  «Панорама Невского проспекта» (1835) , на которой изображен каждый дом на Невском проспекте от  начала до Аничкова моста. Это удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение.  Над ним художник работал пять лет. На выставке представлены сделанные по рисункам В. С. Садовникова литографии, склеенные в две длинные ленты, каждая из которых представляет одну из сторон Невского проспекта:  правая  —  более 7 метров (из 14 листов) и левая  — более 8 метров (из 16 листов).

Галерею городских видов на выставке дополняют выполненные В. С. Садовниковым изображения Москвы, Новгорода, Вильно (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсинфорса (Хельсинки), Свеаборга (Суоменлинны).

Особый интерес вызывают акварели и рисунки художника, запечатлевшие исторические события: въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля во время коронации императора Александра II в 1856 году, освящение Исаакиевского собора в 1858 году, торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади в 1859 году,  открытие памятника Тысячелетия России в Новгороде в 1862 году и др.  Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события. Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью.

В творчестве художника немаловажное место занимала жанровая тематика. Уличные жанровые сцены присутствуют в его пейзажах, выдвигаются на первый план, когда изображаются городские события. Художник часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах. Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекал и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830 – 1860 годов.

На выставке можно увидеть выполненные по рисункам В. С. Садовникова литографии, запечатлевшие петербургских уличных торговцев: разносчика апельсинов, цветочника, зеленщика, мясника и других.

Для детей подготовлена специальная программа. Юные посетители смогут совершить увлекательное путешествие с маршрутным листом по Петербургу середины XIX века.

Видео о выставке