Квартира смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона
Место проведения: Петропавловская крепость, Тюрьма Трубецкого бастиона
Экспозиция «Квартира смотрителя», которая рассказывает о жизни и служебной деятельности смотрителя тюрьмы, а также о следственных и судебных мероприятиях, проходивших в стенах «квартиры особого назначения».
Тюрьма Трубецкого бастиона была построена в 1870–1872 годах. Она выполняла функцию главной политической следственной тюрьмы Российской империи (служила местом содержания политических заключённых, находящихся под следствием). В 1880–1884 годах в Трубецком бастионе существовала также политическая каторга, предусматривавшая более суровые условия содержания каторжан по сравнению с подследственными.
За время существования тюрьмы через ее камеры прошло около 2 тысяч узников: участники российского революционно-освободительного движения, после Февральской революции 1917 года – министры царского правительства, в октябре 1917-го – члены Временного правительства, участники юнкерского мятежа и др. Официально тюрьма Трубецкого бастиона была закрыта в марте 1918 года. Но, несмотря на это, здание использовалось для тюремных целей вплоть до 1921 года. Последними ее узниками стали участники Кронштадтского мятежа.
В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона была передана Государственному музею Революции, а в 1954 году – Государственному музею истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
***
В тюрьме Трубецком бастионе, наряду с 71 одиночной камерой (с 1878 года их стало 69), карцерами, помещениями для приема арестанотов, было предусмотрено размещение на втором этаже квартиры для проживания смотрителя тюрьмы и членов его семьи. В экспозиции представлен макет тюрьмы Трубецкого бастиона, который дает представление о внутреннем устройстве здания.
Смотритель тюрьмы Трубецкого бастиона подчинялся только коменданту Петропавловской крепости и министру юстиции, и не имел права отлучаться с места службы без разрешения вышестоящего начальства. Он выполнял весьма широкий спектр обязанностей: присутствовал при приёме и размещении в камерах новых заключённых, лично выводил их на ежедневную прогулку, в баню, на допрос или на свидания с посетителями; руководил наблюдательной командой унтер-офицеров (тюремных надзирателей), следил за порядком и соблюдением режима содержания, техническим и санитарным состоянием помещений, качеством питания.
Квартира смотрителя занимала площадь около 175 кв. м. и состояла из рабочего кабинета, спальни, столовой, гостиной (затем прихожая) и кухни, имела отдельную уборную и хозяйственное проходное помещение. В квартире было несколько выходов: во внутренний двор, в приемную и кордегардию, а также в тюремный коридор второго этажа. Благодаря этому смотритель мог оперативно передвигаться по всему зданию. Интересно, что некоторые двери полностью были прикрыты высокими зеркалами, из-за чего в свое время появились рассказы о существовании в тюрьме замаскированных «тайных ходов».
Интерьеры квартиры были довольно скромными. Оштукатуренные и выбеленные потолки, дощатые сосновые полы и плинтусы, окрашенные масляной краской в цвет охры. Стены всех помещений, кроме кухни, оклеивались узорными обоями. Квартира отапливалась с помощью пяти голландских дровяных печей, облицованных белыми изразцами, а освещалась – керосиновыми люстрами и лампами-бра на стенах (с 1904 года в квартитре появилось электрическое освещение). Удобства ограничивались умывальником в спальне и ватер-клозетом.
На экспозиции можно увидеть частично воссозданную обстановку квартиры смотрителя. Представлена мебель и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века, подобные тем, что когда-то находились здесь: письменный столь под зеленым сукном, канцелярский и книжный шкафы, кресла, зеркало, настенные часы, настольная керосиновая лампа, письменные принадлежности.
***
Сведений о смотрителях тюрьмы сохранилось немного. По воспоминаниям арестантов смотрители отличались, как правило, весьма лояльным отношением к своим подопечным. Например, занимавший эту должность в 1872–1881 годах подполковник Н. И. Богородский, по свидетельству народника С. Л. Чудновского, во время ежедневных утренних визитов «усаживался на табурет или кровать и шёпотом заводил беседу о разных житейских делах, по-отечески утешал заключенных и успокаивал их». О штабс-ротмистре А. Н. Подревском, бывшем смотрителем в 1896–1898 годах, вспоминали как о «любезном» человеке, который «положения заключенных не отягощал».
При этом о смотрителе М. М. Леснике, состоявшем в должности дольше всех, с 1881 по 1896 год, сохранились другие отзывы. Заключенные вспоминали, что он отличался грубостью, причем избирательной – больше в отношении «новичков», «брал взятки вареньем» и был озабочен пополнением тюремной библиотеки, побуждая заключенных оставлять в ней свои книги взамен на дополнительное время для ежедневных прогулок.
Больше всего сведений сохранилось о деятельности смотрителя 1906–1917 годов, полковника Г. А. Иванишина. В экспозиции можно увидеть его фотографии, наградные документы, служебную документацию, а также копии рукописных материалов, с хроникой происходящего с 1899 по 1917 год.
***
Квартира смотрителя использовалась не только как жилое помещение. В 1906-1908 годах в ней проводились заседания Санкт-Петербургского военно-полевого суда. Их отличительной чертой была закрытость и скорость судопроизводства, отсутствие адвокатов и возможности для апелляции. Приговор приводился в исполнение в течение суток. К суду привлекались лица, совершившие политические убийства или террористические акты, в том случае, когда преступление являлось «настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании».
Параллельно с военно-полевыми судами, действовали военно-окружные суды, которые проходили в более широком составе, с участием адвоката, с обязательным дознанием и предварительным следствием, возможностью кассационной жалобы в Главный военный суд.
Всего в «квартире особого назначения», состоялось 13 судебных заседаний по делам о политических насильственных преступлениях. Из 37 подсудимых 27 были приговорены к смертной казни через повешение, семь – к каторжной ссылке, а дела трёх оставшихся были отправлены на доследование.
В 1917 году, после Февральской революции, квартира вновь стала местом проведения следственных мероприятий, здесь заседала Чрезвычайная следственная комиссия, учрежденная Временным правительством и нацеленная на разоблачение «преступлений царского режима». Известно, что в качестве редактора в комиссии работал поэт А. А. Блок. В результате проведенного следствия оснований для обвинения бывших сановников обнаружено не было. Исключением стал бывший военный министр, генерал В. А. Сухомлинов, обвинённый в коррупции и измене. О работе военно-полевых и военно-окружных судов и Чрезвычайной следственной комиссии на экспозиции рассказывают документы и фотографии.
***
Через несколько лет после Октябрьской революции в тюрьме Трубецкого бастиона открылся музей. Представленные в экспозиции материалы напоминают о музейной истории этих помещений.
Квартира смотрителя долгое время не использовалась для музейного показа. Только в 1947 году здесь открылась выставка «Декабристы», а в середине 1950-х годов разместилась экспозиция «Три поколения революционеров», посвященная узникам Петропавловской крепости c конца XVIII по начало XX века. Она просуществовала по меньшей мере до 1963 года. Затем около двух десятилетий квартира была недоступна для посетителей. В 1984 году в ней была открыта масштабная экспозиция «Царизм в борьбе с революцией», посвященная событиям 1905–1908 годов и, в частности, истории военно-полевых судов.
Открывающаяся новая экспозиция — четвертая в истории квартиры смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона — впервые подробно рассказывает об истории и бытовании этих помещений в конце XIX – ХХ веке, раскрывая разные темы: от частной жизни и служебных обязанностей смотрителя тюрьмы до исторических событий, связанных с Февральской и Октябрьской революциями 1917 года.
Видеорепортаж телеканала "Санкт-Петербург" об экспозиции
Вход на экспозицию по билету на посещение Тюрьмы Трубецкого бастиона или по единому билету на посещение музейных объектов Петропавловской крепости.