Архив
"Конец цвета при невидимом начале"
Выставка, посвященная изучению проблем цвета в педагогической традиции В. В. Стерлигова, представляет более 50 произведений живописи и графики участников художественного объединения «Форма + Цвет»: Л. А. Астрейн, Н. Е. Брукмюллер, Е. А. Гриценко, Г. Г. Зубкова, О. С. Моисеевой, Т. М. Туличевой, С. Ю. Цвиркуновой, М. Г. Цэруша и др.
Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) - один из выдающихся мастеров ленинградского авангарда 1950-1960-х годов, создатель теории «чашно-купольного» пространства как основополагающего элемента живописного и духовного мировосприятия. Важную роль в формировании этой теории сыграла его жена и соратница Т. Н. Глебова, ученица П. Н. Филонова.
В начале 1960-х годов вокруг Стерлигова сложилась группа учеников, впоследствии названная «школой Стерлигова». В своей педагогической практике он использовал методику, основанную на осмыслении и аналитическом воспроизведении принципов и механизмов формообразования, свойственных художественным системам нового искусства.
В 1981 году ученики мастера решили продолжить совместные занятия. Инициатором возобновления таких «образовательных встреч» выступил Г. Г. Зубков, который начал работать с молодыми художниками.
Изучение проблем цвета в стерлиговской педагогической системе занимало важное место. Сам Стерлигов, а позже и его последователи при обучении молодых художников особое место уделяли переосмыслению цветовых основ импрессионизма и постимпрессионизма, освоению цветовой теории М. В. Матюшина. Специально отрабатывалась, например, проблема импрессионистической встречи двух цветов (основного и дополнительного). Делались учебные таблицы и аналитические этюды. Затем задание усложнялось, и нужно было проявить полученные навыки в пейзаже или натюрморте. Своего рода итоговым испытанием служила работа на природе.
Конечно, речь шла не о простом повторении. Нужно было «объяснить современной формой какую-то условно прежнюю». «Мы обратились к импрессионизму, - говорил Стерлигов на занятиях, - то есть захотели в себе очистить цвет. Очищение цвета. Сейчас. Нам интересен не просто импрессионизм как был, а как он сейчас понимается», «через современную форму определить дополнительность: такая ли она сейчас или изменилась».
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей петербургского авангарда