Архив
26.09.2011 - 25.10.2011
<p align="justify">Выставка, приуроченная к 85-летию регулярного автобусного движения в Ленинграде-Петербурге, - совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и ГУП «Пассажиравтотранс». В экспозиции представлено более 100 экспонатов, связанных с историей развития автобусного транспорта в северной столице. </p>
<p align="justify">Первые автобусы на улицах Петербурга появились в начале ХХ века. Однако многие из основанных в 1907-1910 годах компаний быстро разорялись, не выдерживая конкуренции с более дешевыми видами транспорта – электрическим трамваем и речными пароходами. Открыто регулярное автобусное движение в Ленинграде было только в 1926 году, когда начал работу первый автобусный маршрут Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский). Эта дата является своеобразной точкой отсчета развития городского автобусного сообщения, и, одновременно, существования первого в Ленинграде автобусного предприятия, традиции которого в XXI веке продолжает СПб ГУП «Пассажиравтотранс».</p>
<p align="justify">Горожане полюбили новый вид транспорта и стали охотно пользоваться услугами автобуса. До начала 1930-х годов на улицах Ленинграда курсировали автобусы иностранного производства: «Фомаг», «Лейланд», «Спа». С момента создания отечественной автомобильной промышленности их сменили автобусы марок АМО-4, ГАЗ-03-30, Я-6, ЯА-2, ЗИС-8, ЗИС- 6, ЗИС-16, созданные на заводах в Ленинграде, Москве, Ярославле.</p>
<p align="justify">В годы Великой Отечественной войны значительная часть ленинградских автобусов была переведена в действующую армию. Оставшиеся машины перевозили воинские подразделения, осуществляли эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда. </p>
<p align="justify">В послевоенный период основными перевозчиками на автобусных маршрутах города стали автобусы семейства «ЗИС». Позднее их сменили машины Ликинского и Львовского автозаводов ЛАЗ и ЛИаЗ, затем в 1970-1980-е годы - венгерские «Икарусы», и, наконец, в последнее время - современные автобусы марок «Икарус» , «Scania Omnilink», «МАН», «Волжанин», «ЛиАЗ», «МАЗ», «НефАЗ». </p>
<p align="justify">Однако менялись не только модели автобусов. Постоянно расширялась маршрутная сеть, развивались междугородние и пригородные перевозки. Менялись тарифы и системы оплаты проезда, системы навигации и т.д. О том, как это было напоминает выставка в Петропавловской крепости.</p>
<p align="justify">Представленные в экспозиции более 10 моделей автобусов и фотографии 1930-х - 2000-х годов демонстрируют эволюцию автобусного транспорта в Ленинграде-Петербурге на протяжении 85 лет. Здесь можно увидеть изображения первых отечественных автобусов, знаменитых «львовских» автобусов и венгерских «Икарусов», в свое время являвшихся неотъемлемой частью городской среды Ленинграда.</p>
<p align="justify">Дополняют этот ряд произведения живописи и графики, запечатлевшие повседневную жизнь города и горожан, одним из атрибутов которой был ленинградский-петербургский автобус. Среди них работы Н. М. Быльева-Протопопова «Кондуктор, получи!» (1958), Б. Н. Ермолаева «Посадка в автобус» (1947), Б. В. Зырина «Первый автобус на улицах Ленинграда» (1948), плакат «Случай в автобусе» из серии «Боевой карандаш» и др.</p>
<p align="justify">Бесперебойную работу автобусного транспорта обеспечивала широкая инфраструктура, объединявшая автобусные парки, автовокзалы, автостанции и т.п. На выставке демонстрируются оригинальные проекты типовой автобусной станции (1950-е, арх. Т. М. Шапиро), авторефюжа (1960-е, арх. Г. П. Морозов), Южного автобусного вокзала на пересечении Дунайского пр. и ул. Ленсовета (1990, арх. О. Г. Кравцов, М. П. Антонов, Б. Г. Костыгов, неосуществленный проект) и др. А также фоторепортажи с открытия автовокзалов на площади Мира (ныне Сенная площадь) в 1957 году и на Обводном канале в 1963 году.</p>
<p align="justify">В состав экспозиции вошли и экспонаты, связанные с контролем и регулированием пассажиропотока: указательные таблицы автобусных остановок, маршрутные автобусные указатели, компостеры, билетные кассы, образцы билетов и др. Все эти предметы напомнят о совсем недавнем прошлом городского транспорта – поездках без кондуктора, проездных талонах, самоконтроле пассажиров, первых скоростных маршрутах. Также на выставке можно увидеть форму водителя автобуса 1980-х годов и сумку кондуктора 1960-1970-х годов.</p>
<p align="justify">Отдельный раздел выставки рассказывает о коллективе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», о людях, чей труд обеспечивает ежедневную работу этого популярного вида городского транспорта. </p>
<p align="justify"><i>К выставке выпущен буклет.</i></p>
<p></p>
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
| Фото: "85. Автобус и его история"
"85. Автобус и его история"
<p><font color="#7c4900">Петропавловская крепость, Иоанновский равелин </font> </p><p align="justify">Выставка, приуроченная к 85-летию регулярного автобусного движения в Ленинграде-Петербурге, - совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и ГУП «Пассажиравтотранс». В экспозиции представлено более 100 экспонатов, связанных с историей развития автобусного транспорта в северной столице. </p>
<p align="justify">Первые автобусы на улицах Петербурга появились в начале ХХ века. Однако многие из основанных в 1907-1910 годах компаний быстро разорялись, не выдерживая конкуренции с более дешевыми видами транспорта – электрическим трамваем и речными пароходами. Открыто регулярное автобусное движение в Ленинграде было только в 1926 году, когда начал работу первый автобусный маршрут Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский). Эта дата является своеобразной точкой отсчета развития городского автобусного сообщения, и, одновременно, существования первого в Ленинграде автобусного предприятия, традиции которого в XXI веке продолжает СПб ГУП «Пассажиравтотранс».</p>
<p align="justify">Горожане полюбили новый вид транспорта и стали охотно пользоваться услугами автобуса. До начала 1930-х годов на улицах Ленинграда курсировали автобусы иностранного производства: «Фомаг», «Лейланд», «Спа». С момента создания отечественной автомобильной промышленности их сменили автобусы марок АМО-4, ГАЗ-03-30, Я-6, ЯА-2, ЗИС-8, ЗИС- 6, ЗИС-16, созданные на заводах в Ленинграде, Москве, Ярославле.</p>
<p align="justify">В годы Великой Отечественной войны значительная часть ленинградских автобусов была переведена в действующую армию. Оставшиеся машины перевозили воинские подразделения, осуществляли эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда. </p>
<p align="justify">В послевоенный период основными перевозчиками на автобусных маршрутах города стали автобусы семейства «ЗИС». Позднее их сменили машины Ликинского и Львовского автозаводов ЛАЗ и ЛИаЗ, затем в 1970-1980-е годы - венгерские «Икарусы», и, наконец, в последнее время - современные автобусы марок «Икарус» , «Scania Omnilink», «МАН», «Волжанин», «ЛиАЗ», «МАЗ», «НефАЗ». </p>
<p align="justify">Однако менялись не только модели автобусов. Постоянно расширялась маршрутная сеть, развивались междугородние и пригородные перевозки. Менялись тарифы и системы оплаты проезда, системы навигации и т.д. О том, как это было напоминает выставка в Петропавловской крепости.</p>
<p align="justify">Представленные в экспозиции более 10 моделей автобусов и фотографии 1930-х - 2000-х годов демонстрируют эволюцию автобусного транспорта в Ленинграде-Петербурге на протяжении 85 лет. Здесь можно увидеть изображения первых отечественных автобусов, знаменитых «львовских» автобусов и венгерских «Икарусов», в свое время являвшихся неотъемлемой частью городской среды Ленинграда.</p>
<p align="justify">Дополняют этот ряд произведения живописи и графики, запечатлевшие повседневную жизнь города и горожан, одним из атрибутов которой был ленинградский-петербургский автобус. Среди них работы Н. М. Быльева-Протопопова «Кондуктор, получи!» (1958), Б. Н. Ермолаева «Посадка в автобус» (1947), Б. В. Зырина «Первый автобус на улицах Ленинграда» (1948), плакат «Случай в автобусе» из серии «Боевой карандаш» и др.</p>
<p align="justify">Бесперебойную работу автобусного транспорта обеспечивала широкая инфраструктура, объединявшая автобусные парки, автовокзалы, автостанции и т.п. На выставке демонстрируются оригинальные проекты типовой автобусной станции (1950-е, арх. Т. М. Шапиро), авторефюжа (1960-е, арх. Г. П. Морозов), Южного автобусного вокзала на пересечении Дунайского пр. и ул. Ленсовета (1990, арх. О. Г. Кравцов, М. П. Антонов, Б. Г. Костыгов, неосуществленный проект) и др. А также фоторепортажи с открытия автовокзалов на площади Мира (ныне Сенная площадь) в 1957 году и на Обводном канале в 1963 году.</p>
<p align="justify">В состав экспозиции вошли и экспонаты, связанные с контролем и регулированием пассажиропотока: указательные таблицы автобусных остановок, маршрутные автобусные указатели, компостеры, билетные кассы, образцы билетов и др. Все эти предметы напомнят о совсем недавнем прошлом городского транспорта – поездках без кондуктора, проездных талонах, самоконтроле пассажиров, первых скоростных маршрутах. Также на выставке можно увидеть форму водителя автобуса 1980-х годов и сумку кондуктора 1960-1970-х годов.</p>
<p align="justify">Отдельный раздел выставки рассказывает о коллективе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», о людях, чей труд обеспечивает ежедневную работу этого популярного вида городского транспорта. </p>
<p align="justify"><i>К выставке выпущен буклет.</i></p>
<p></p>
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
| Фото: "85. Автобус и его история"