Архив
09.12.2010 - 27.02.2011
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
«Петербург глазами англичан»
Иоанновский равелинВыставка из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляет около 40 гравированных видов Петербурга, выполненных английскими художниками в XVIII – начале ХХ века. Дополняют экспозицию фотографии и изделия из фарфора. Изображения, демонстрирующиеся на выставке, отражают специфический английский взгляд на столицу Российской империи – Санкт-Петербург.
Первыми художниками новой столицы на берегах Невы были иноземцы. В их числе уже в XVIII веке в Петербурге работали и английские мастера. В частности, придворный гравер Джемс Уокер: он познакомил русскую публику с новой техникой гравирования – меццо-тинто, неслучайно получившей в России название «английской манеры».
Пасынком Уокера был рисовальщик и гравер Джон Аткинсон. Им была создана одна из первых панорам Петербурга из четырех листов, запечатлевших вид на город начала ХIХ века с башни Академии наук (Кунсткамеры). Панорамная серия была издана в 1805 году в Лондоне с посвящением императору Александру I. Эти листы можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.
Виды Петербурга с конца XVIII и до начала XX века выполняли многие английские рисовальщики. Большинство этих работ было опубликовано в виде гравированных серий, выходивших самостоятельно или в составе альбомов и путеводителей по столице Российской империи. На выставке представлена подобная петербургская серия Джозефа Хирна, гравированная в Лондоне Томасом Мэлтоном в 1798-1790 годах.
Особого внимания в экспозиции заслуживает первая календарная серия из двенадцати видов Петербурга, в которой каждый месяц года иллюстрирован соответствующим пейзажным видом города. Эта календарная сюита, известная под названием «Год в Санкт-Петербурге» или «Двенадцать месяцев», была гравирована Мэтью Дюбургом в 1812 году, а затем повторена Дюбургом и Кларком в 1815 году для издателя и торговца гравюрами Эдварда Орма (1774-1848). Изображения на гравюрах поражали воображение иностранцев не только архитектурными видами Петербурга, но и запечатленными на них зимними экипажами и городскими типажами. Все вышеназванные произведения выполнены в технике акватинты – разновидности офорта, передающей градации тона и напоминающей тем самым акварельную живопись.
Гравированные виды города также часто украшали собой путевые записки английских путешественников и книжечки-путеводители, выходившие в Лондоне и рассчитанные на британских путешественников и деловых людей, посещавших столицу Российской империи. Несколько таких изданий XIX – начала ХХ века вошло в состав экспозиции.
Специально для выставочного проекта «Петербург глазами англичан» Государственный музей истории Санкт-Петербурга издал перекидной календарь на 2011 год, иллюстрированный гравюрами Джона Кларка и Мэтью Дюбурга из серии «Год в Санкт-Петербурге». Календарь можно приобрести на выставке «Петербург глазами англичан» и в сувенирных магазинах Петропавловской крепости.
Первыми художниками новой столицы на берегах Невы были иноземцы. В их числе уже в XVIII веке в Петербурге работали и английские мастера. В частности, придворный гравер Джемс Уокер: он познакомил русскую публику с новой техникой гравирования – меццо-тинто, неслучайно получившей в России название «английской манеры».
Пасынком Уокера был рисовальщик и гравер Джон Аткинсон. Им была создана одна из первых панорам Петербурга из четырех листов, запечатлевших вид на город начала ХIХ века с башни Академии наук (Кунсткамеры). Панорамная серия была издана в 1805 году в Лондоне с посвящением императору Александру I. Эти листы можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.
Виды Петербурга с конца XVIII и до начала XX века выполняли многие английские рисовальщики. Большинство этих работ было опубликовано в виде гравированных серий, выходивших самостоятельно или в составе альбомов и путеводителей по столице Российской империи. На выставке представлена подобная петербургская серия Джозефа Хирна, гравированная в Лондоне Томасом Мэлтоном в 1798-1790 годах.
Особого внимания в экспозиции заслуживает первая календарная серия из двенадцати видов Петербурга, в которой каждый месяц года иллюстрирован соответствующим пейзажным видом города. Эта календарная сюита, известная под названием «Год в Санкт-Петербурге» или «Двенадцать месяцев», была гравирована Мэтью Дюбургом в 1812 году, а затем повторена Дюбургом и Кларком в 1815 году для издателя и торговца гравюрами Эдварда Орма (1774-1848). Изображения на гравюрах поражали воображение иностранцев не только архитектурными видами Петербурга, но и запечатленными на них зимними экипажами и городскими типажами. Все вышеназванные произведения выполнены в технике акватинты – разновидности офорта, передающей градации тона и напоминающей тем самым акварельную живопись.
Гравированные виды города также часто украшали собой путевые записки английских путешественников и книжечки-путеводители, выходившие в Лондоне и рассчитанные на британских путешественников и деловых людей, посещавших столицу Российской империи. Несколько таких изданий XIX – начала ХХ века вошло в состав экспозиции.
Специально для выставочного проекта «Петербург глазами англичан» Государственный музей истории Санкт-Петербурга издал перекидной календарь на 2011 год, иллюстрированный гравюрами Джона Кларка и Мэтью Дюбурга из серии «Год в Санкт-Петербурге». Календарь можно приобрести на выставке «Петербург глазами англичан» и в сувенирных магазинах Петропавловской крепости.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость