Архив
24.11.2005 - 10.05.2006
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
Ипполит Монигетти, Максимилиан Месмахер, Карл Рахау
Петропавловская крепость, Инженерный дом
Выставка посвящена творчеству известных петербургских архитекторов эпохи эклектики - И. А.Монигетти, М. Е.Месмахера, К.К.Рахау. В экспозиции представлено более 60 листов авторской архитектурной графики из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Эклектика — направление, пришедшее во второй половине XIX столетия на смену классицизму и ориентированное на архитектурные стили прошлых эпох: готику, ренессанс, барокко и т.д. В собрании ГМИ СПб один из интереснейших периодов в истории петербургской архитектуры представлен произведениями И.А.Монигетти, М.Е.Месмахера, К.К.Рахау.
Ипполит Антонович Монигетти (1819–1878) окончил Строгановское училище в Москве (1835), и Академию художеств в Петербурге (1839). Ученик и последователь А.П.Брюллова. Академик архитектуры (1847), профессор (1858). С 1848 г. занимал должность архитектора Царскосельского придворного ведомства, с 1860 – архитектор Высочайшего двора. Талантливый стилизатор, активно использовал в своих работах элементы барокко, русско-византийского стиля и восточные мотивы. Автор проектов целого ряда особняков в Петербурге и Царском Селе. Принимал участие в реконструкции и отделке интерьеров Аничкова, Мариинского, Юсуповского, Большого Царскосельского дворцов. В числе лучших произведений И.А.Монигетти - Парадная лестница Большого Царскосельского дворца, павильон «Турецкая баня» и особняк З.И.Юсуповой в Царском Селе. Кроме Петербурга зодчий работал в Москве, Ливадии, Курской губернии.
И.А.Монигетти известен не только как архитектор. В течение многих лет он работал на императорском Стеклянном заводе. Им были выполнены эскизы двух сервизов для императорских яхт «Держава» и «Ливадия» и знаменитого «Византийского» сервиза.
Максимилиан Егорович Месмахер (1842–1906) учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1866 г. окончил архитектурный факультет Академии по классу профессора Ф.И.Эппингера. Академик архитектуры (1872). С 1874 г. преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств, с 1880 – директор Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица. С 1890 г. – профессор Академии художеств. По инициативе М.Е.Месмахера создан первый в Петербурге Музей декоративно-прикладного искусства.
Расцвет творчества архитектора пришелся на 1870–1890-е годы. Построенные им здания стали одними из наиболее ярких и характерных образцов архитектуры неоренессанса в Петербурге. По проектам зодчего возведены дворцы великих князей Михаила Михайловича (Адмиралтейская набережная, 8) и Алексея Александровича (набережная реки Мойки, 122), Архив Государственного совета (Милионная ул., 36) и Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (Соляной пер., 13); проведена перестройка и реконструкция ряда интерьеров Аничкова и Зимнего дворцов, особняков А.А.Половцова (Большая Морская ул., 52) и великого князя Владимира Александровича (Дворцовая набережная, 26). В 1897 г. М.Е.Месмахер уехал в Германию и до конца жизни работал в Дрездене.
Карл Карлович Рахау (1830–1880) окончил Академию художеств (1857). Академик архитектуры (1864), профессор (1870). Большинство его проектов создано под сильным влиянием традиций архитектуры итальянского Ренессанса. Среди известных построек К.К.Рахау дом Е. М. Мейера (Английская набережная, 30; совместно с архитектором Р. Б. Бернгардом), особняк И. Ф. Громова (Миллионная ул., 7, бывший дворец Кантемира), доходный дом (Пушкинской ул., 9), а также целый комплекс зданий, построенный архитектором по заказу Ф. К. Сан-Галли: особняк, жилой дом и производственные здания чугунолитейного и механического завода на Лиговском проспекте (дома № 58 и 62). Кроме того, архитектор проектировал ограждения Литейного моста и занимался реконструкцией фасада Аничкова дворца и отделкой интерьеров Академии художеств. Помимо Петербурга К. К. Рахау работал в Крыму, на Кавказе, в Рыбинске и других городах России.
Выставка в Петропавловской крепости представляет проекты, выполненные И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахером в 1870-1890- х гг.
Значительное место в экспозиции занимают материалы, связанные с реконструкцией Аничкова дворца. На выставке демонстрируются проекты перестройки парадной лестницы Аничкова дворца (нач. 1870-х) и перестройки Желтой гостиной в гостиную в «средневековом» стиле (1874), выполненные И.А.Монигетти; проект перестройки кухонного флигеля с великолепным банкетным залом (1880-е), проект новой отделки Ванной комнаты (1886) и эскизы плафонов (все – 1886) работы М.Е.Месмахера. Представлены проекты К.К.Рахау 1870-х гг.: зимнего сада и реконструкции главного фасада с перестройкой центрального входа.
Кроме того, по проектам архитекторов для Аничкова дворца создавались и предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, светильники и т.п. В числе экспонатов выставки - эскизы грандиозного фарфорового сервиза для Аничкова дворца, выполненные И.А.Монигетти в русско-византийском стиле в 1870-х гг.
Отдельный раздел выставки посвящен истории реконструкции Зимнего дворца. Здесь представлены проект отделки комнаты великого князя Николая Александровича (конец ХIХ в.) и эскизы плафонов для залов Зимнего дворца, созданные М.Е.Месмахером.
Экспозицию дополняют проекты швейцарского домика и (1847) и Парадной лестницы Большого дворца (1860), подготовленные И.А.Монигетти для Царского Села.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость