200 лет со дня рождения Д.И.Журавского
17 декабря 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения ученого, инженера-мостостроителя Дмитрия Ивановича Журавского.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил к юбилейной дате специальный видеосюжет, в котором сотрудники музея рассказали о самой знаменитой работе Д.И.Журавского — металлическом шпиле Петропавловского собора.
Дмитрий Иванович Журавский родился 17 декабря (29 декабря по новому стилю) 1821 года в селе Белый Колодезь Курской губернии. Учился в Нежинском физико-математическом лицее, а затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. После окончания института в 1842 году был направлен на строительство Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой, проектировал мосты, в том числе один из самых ответственных — деревянный девятипролётный Веребьинский мост, который стал первым мостом, рассчитанным теоретически. Построенные Журавским мосты отличались большой прочностью и простояли более 35 лет до замены их металлическими.
Журавский был одним из основоположников научного подхода к строительству мостов. Его труд «О мостах раскосной системы ГАУ», опередивший на многие годы зарубежные исследования, был удостоен Демидовской премии – самой почетной награды Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
В 1857-1858 годах Журавский выполнил проект и осуществил установку нового шпиля колокольни Петропавловского собора. Существовавший ранее деревянный шпиль к середине 1850-х годов накренился и требовал реставрации или замены. Талантливый инженер с успехом решил эту задачу. Он предложил легкую металлическую решетчатую конструкцию из элементов, собирающихся по принципу мостовых ферм. Несущий каркас, обладавший огромным запасом прочности, был изготовлен на уральском Камско-Воткинском железоделательном заводе. Он состоит из восьми ребер кованого полосового железа и тридцати девяти уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец, соединенных крестовыми диагональными связями на болтах. Ребра заложены в кирпичную кладку колокольни посредством мощных металлических анкеров, опоры которых проходят через восемь гранитных блоков. Конструкция, предложенная Журавским, не только позволила уменьшить вес шпиля, но и придать ему большую прочность при высоких ветровых нагрузках.
Наружная поверхность шпиля была облицована медными листами, золочеными ртутно-гальваническим способом. Над яблоком шпиля установили новый шестиметровый крест с вращающейся под напором ветра фигурой ангела. Высота металлического шпиля (с яблоком и фигурой ангела) составила 48,5 метров, его диаметр у основания – 5,28 м., под яблоком – 0,52 м. После замены шпиля общая высота колокольни Петропавловского собора стала составлять 122,5 м.
Работы по установке шпиля были выполнены мастерами Камско-Воткинского железоделательного завода под руководством Журавского в рекордно короткие сроки – с 30 июля по 10 октября 1858 года.
Металлический шпиль Петропавловского собора стал выдающимся достижением инженерного искусства. За эту работу Журавский был произведен в полковники Корпуса инженеров путей сообщения.
Впоследствии Журавский руководил работами по установке иконостаса в соборном храме Почаевской лавры (1861), восстанавливал сгоревший Мстинский мост (1869), участвовал в переустройстве Мариинского водного пути, руководил проектированием обводного Ладожского канала, Морского Петербургского канала и Либавского порта (1871–1876), продолжал вести активную научную и исследовательскую работу. Он занимал посты вице-президента Главного общества российских железных дорог и председателя строительного отдела Императорского технического общества, директора Департамента железных дорог (1877–1889), являлся членом Совета Министерства путей сообщения (1883–1889).
Умер Журавский в 1891 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище.
Видеосюжет телеканала "Санкт-Петербург"