Музей истории Санкт-Петербурга покажет в музеях России выставку «Непарадный Ленинград»

← 
Музей истории Санкт-Петербурга покажет в музеях России выставку «Непарадный Ленинград» 01.07.2021















Музей истории Санкт-Петербурга покажет в трех музеях России выставку «Непарадный Ленинград»:

  • с 1 июля по 28 июля 2021 года в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» (г. Казань, Казанский Кремль)

  • с 5 августа по 5 сентября 2021 года в Челябинском государственном музее изобразительных искусств (г. Челябинск)
  • с 16 сентября по 31 октября 2021 года в Свердловском областном краеведческом музее, в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских–Козелл» (г. Екатеринбург)

Выставка объединила около 120 живописных, графических работ и литографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, запечатлевших виды Ленинграда довоенного и послевоенного десятилетий. Это произведения двадцати двух ленинградских художников, среди которых Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Емельянов, Борис Ермолаев, Николай Лапшин, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Алексей Почтенный, братья Анатолий и Виктор Прошкины, Александр Русаков, Николай Тырса, Яков Шур и другие.

Экспозиция дает представление о ленинградской пейзажной школе 1930-1940-х годов. Начальный период творчества большинства художников, чьи работы демонстрируются на выставке, был связан с объединением «Круг художников» (1923-1932). Основное направление городского пейзажа «круговцев» — это изображение непарадного Ленинграда. Работы мастеров этого объединения отличает большая степень обобщенности и работа крупным мазком.

После образования в 1932 году единого Союза советских художников и провозглашения принципов социалистического реализма, большинство членов объединения продолжали работать в прежнем стиле, в отличие от многих авангардистов, которым пришлось менять свои творческие манеры, подстраиваясь под новые условия. Творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники, – а это время террора и репрессий – можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж — жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов дает основание сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены произведения, выполненные в акварельной технике и технике гуаши, а также в технике литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередкими являются повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Представленные на выставке работы дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, таких как Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны, Старая деревня или новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток.