Ежегодная научная конференция "Грани авангарда. Новаторство и эксперименты Михаила Матюшина и его школы"
Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина) и Школа искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашают принять участие в Ежегодной научной конференции "Грани авангарда. Новаторство и эксперименты Михаила Матюшина и его школы"
Конференция посвящена памяти Михаила Васильевича Матюшина (1861–1934) — художника, музыканта, композитора, писателя, издателя и педагога. К обсуждению предлагается широкий круг вопросов, связанных с деятельностью Матюшина, его творческим наследием и влиянием на развитие отечественной культуры начала ХХ века.
М. В. Матюшин был одним из создателей первого авангардного объединения «Союз молодежи», теоретиком и исследователем, сумевшим разработать уникальную систему, основанную на способности человека развивать свои физические и духовные возможности. Такая система получила название «ЗОР-ВЕД» (Зрение + Ведание). Расширенное смотрение». Она являлась результатом его работы в Академии художеств (1918–1922), в которой профессор возглавлял мастерскую «Пространственного реализма», и его руководства Органическим отделом (1923–1926) ГИНХУКа (Государственного Института Художественной Культуры). Здесь же Матюшин объединил вокруг себя единомышленников, из которых вышло целое поколение классиков авангарда: семья Эндеров — Борис (1892–1960), Мария (1897–1942), Ксения (1894–1955), а также Павел Мансуров (1896–1983), Валида Делакроа (1899–1972), Николай Костров (1901–1996), Евгения Магарил (1902–1987), Николай Гринберг
(1897–1920-е) и др.
Вклад М. В. Матюшина в развитие искусства трудно переоценить. В 1920-е годы наряду с уникальными «школами» таких выдающихся личностей, как Казимир Малевич и Павел Филонов, в авангарде возникло органическое направление, ключевой фигурой которого был Матюшин. Для школы Матюшина характерно обращение к природе и восприятие мира как единого целого. Впоследствии многолетние исследования Матюшина реализовались в фундаментальном «Справочнике по цвету», изданном в 1932 году.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
16 октября
Петропавловская крепость, Невская куртина, конференц-зал Музея археологии
10:00 – 10:30 РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
10:30 – 10:45 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Приветственное слово организаторов конференции
10:45 – 13:30 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
Модератор — Илья Аскольдович Доронченков, канд. искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А. С. Пушкина, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге
Татьяна Михайловна Горяева, д-р ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела «Литературное наследство», Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук
«Матюшин был человеком очень любопытным…» Материалы М. В. Матюшина в личном фонде Н. И. Харджиева в РГАЛИ
Анна Владимировна Шакина, канд. искусствоведения, директор, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
К вопросу бытования и реставрации произведений М. Матюшина в собрании Вятского художественного музея
Владимир Васильевич Кошелев, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции музыкальных инструментов, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Скрипка Михаила Матюшина. К истории бытования и реставрации инструмента
Сергей Алексеевич Уваров, канд. искусствоведения, научный сотрудник Музея петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, преподаватель, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Движения корней. К вопросу атрибуции и датировки скульптур Михаила Матюшина
Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник отдела рисунка, Государственный Русский музей
Елена Гуро и ее роль в деятельности объединений «Союз молодежи» и «Гилея»
Артем Алексеевич Бильчук, научный сотрудник, Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Коллекция работ Елены Гуро в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга
13:30 – 14:30 ПЕРЕРЫВ
14:30 – 18:00 ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Модератор — Сергей Алексеевич Уваров, канд. искусствоведения, научный сотрудник Музея петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, преподаватель, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Наталья Владимировна Нассонова, научный сотрудник, искусствовед, Stiftung Michail Matjuschin-Gesellschaft fur organische Kultur, Koln, Deutschland /M. Matyushin society for organic culture, Gologne, Germany/
Опыт работы с архивными материалами М. В. Матюшина. Трудности, аналитика, находки
Вероника Александровна Абашина, искусствовед, ведущий координатор научной работы, Государственный Русский музей
О большом и маленьком в Мартышкине
Рашида Юрьевна Кутлина, искусствовед, Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина
Традиции педагогической системы Михаила Матюшина. Закономерность изменяемости формы в процессе восприятия. Обертонный метод
Иван Сергеевич Дубинский, артист оркестра, Московский государственный академический симфонический оркестр, педагог дополнительного образования, отдел развития талантов школьников, Центр педагогического мастерства
Интермедиальная «сдвигология» Михаила Матюшина
Ксения Анатольевна Ануфриева, канд. искусствоведения, начальник отдела творческих проектов, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Волго-Вятский филиал
История реконструкции образа Михаила Матюшина в Нижнем Новгороде
Диана Александровна Мещерякова, Анна Владимировна Устякина, 2-й курс магистратуры, Европейский университет в Санкт-Петербурге
«Видимое» и «осязательное» в дневниках Бориса Эндера: материалы практик 1924 года
Василиса Александровна Шарифуллина, бакалавр искусствоведения, 2-й курс магистратуры, Европейский университет в Санкт-Петербурге
«Цветоформа» Марии Эндер: значение и контекст
Регламент выступлений — 25 минут
17 ОКТЯБРЯ
Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина)
ул. Профессора Попова, 10
16:00 Открытие выставки «Учиться у природы. Пейзажи Михаила Матюшина»
Выставка посвящена эволюции одного жанра в творчестве выдающегося художника, деятеля русского авангарда. Михаил Матюшин изображал природу в течение всей жизни и утверждал, что живописец должен не подражать ей, имитируя внешний вид полей, лесов, заливов, а учиться у нее, перенимать и воплощать в своем искусстве глубинную логику органического мира. О том, как он претворял эти идеи на практике, расскажет выставка в Музее петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).
В экспозиции, построенной на собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, представлены произведения живописи, графики, а также корневые скульптуры и фотографии Матюшина. На примере стилевых трансформаций пейзажа зритель сможет проследить весь путь, пройденный мастером: от оригинально трактованного импрессионизма 1900-х через экспериментальные образы 1910-х и до нового реализма 1930-х годов.
Вход на открытие по приглашениям






