Ежегодная научная конференция "Грани авангарда. Новаторство и эксперименты Михаила Матюшина и его школы"
Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина) и Школа искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашают принять участие в Ежегодной научной конференции "Грани авангарда. Новаторство и эксперименты Михаила Матюшина и его школы"
Конференция посвящена памяти Михаила Васильевича Матюшина (1861–1934) — художника, музыканта, композитора, писателя, издателя и педагога. К обсуждению предлагается широкий круг вопросов, связанных с деятельностью Матюшина, его творческим наследием и влиянием на развитие отечественной культуры начала ХХ века.
М. В. Матюшин был одним из создателей первого авангардного объединения «Союз молодежи», теоретиком и исследователем, сумевшим разработать уникальную систему, основанную на способности человека развивать свои физические и духовные возможности. Такая система получила название «ЗОР-ВЕД» (Зрение + Ведание). Расширенное смотрение». Она являлась результатом его работы в Академии художеств (1918–1922), в которой профессор возглавлял мастерскую «Пространственного реализма», и его руководства Органическим отделом (1923–1926) ГИНХУКа (Государственного Института Художественной Культуры). Здесь же Матюшин объединил вокруг себя единомышленников, из которых вышло целое поколение классиков авангарда: семья Эндеров — Борис (1892–1960), Мария (1897–1942), Ксения (1894–1955), а также Павел Мансуров (1896–1983), Валида Делакроа (1899–1972), Николай Костров (1901–1996), Евгения Магарил (1902–1987), Николай Гринберг
(1897–1920-е) и др.
Вклад М. В. Матюшина в развитие искусства трудно переоценить. В 1920-е годы наряду с уникальными «школами» таких выдающихся личностей, как Казимир Малевич и Павел Филонов, в авангарде возникло органическое направление, ключевой фигурой которого был Матюшин. Для школы Матюшина характерно обращение к природе и восприятие мира как единого целого. Впоследствии многолетние исследования Матюшина реализовались в фундаментальном «Справочнике по цвету», изданном в 1932 году.
1. Эксперименты Михаила Матюшина в различных видах искусства.
2. Малоизученные аспекты творчества Михаила Матюшина и его учеников.
3. Концепция расширенного смотрения и естественно-научное знание 1920-х годов.
4. Деятельность объединения «КОРН».
5. Мастерская пространственного реализма ГСМХ ВХУТЕИН.
6. Отдел Органической культуры ГИНХУК.
7. Школа по созданию книги Матюшина «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний».
8. Атрибуции произведений Михаила Матюшина и его учеников.
9. Взаимодействие цвета и звука в теории и практике Матюшина и его школы.
10. Духовный мир Елены Гуро и ее влияние в школе Матюшина.
Дата и место проведения:
Доклады участников конференции.
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, конференц-холл.
17 октября 2025 года
Подведение итогов конференции.
Мероприятия в рамках конференции:
Открытие выставки «Учиться у природы. Пейзажи Михаила Матюшина».
Михаил Матюшин. Музыкальная драма по одноименной книге Елены Гуро «Осенний сон» (1912), научная редакция-реконструкция Сергея Уварова.
Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 10, Музей петербургского авангарда.
Регистрация участников: для участия в конференции необходимо заполнить заявку (приложение 1). Рабочий язык конференции — русский. Участие в конференции бесплатное. Форма участия в работе конференции — очная.
Правила подачи заявок: Заявки для участия в работе конференции направлять в Оргкомитет по почте bilchuk.a.a@spbmuseum.ru до 31 июля 2025 года. После приема заявок оргкомитет извещает участников о получении. Оргкомитет оставляет за собой право отказать в приеме заявки, если тема и содержание доклада не соответствуют регламенту, задачам, целям конференции или своим содержанием нарушают законодательство РФ.
По материалам конференции планируется издание сборника, индексируемого в РИНЦ в 2026 году. О сроках предоставления текстов статей Оргкомитет известит участников конференции дополнительно.
Проезд и проживание иногородних участников конференции обеспечивается организаторами по согласованию с Оргкомитетом.
- Илья Аскольдович Доронченков, канд. искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге;
- Глеб Юрьевич Ершов, канд. искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге;
- Ирина Нисоновна Карасик, д-р искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, член международной ассоциации художественных критиков (AICA).
- Наталия Николаевна Мазур, канд. филол. наук, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт- Петербурге;
- Ирина Николаевна Радинович, директор Музея петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), СПб ГБУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга»;
Лия Анатольевна Чечик, канд. искусствоведения, директор-организатор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Координатор конференции: Артем Алексеевич Бильчук, научный сотрудник СПб ГБУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга», e-mail: bilchuk.a.a@spbmuseum.ru; тел. +7 (981) 878-37-09
Заявка на участие в Ежегодной научной конференции «Грани авангарда» Новаторство и эксперименты Михаила Матюшина и его школы
Фамилия, имя, отчество |
|
Ученая степень |
|
Ученое звание (если есть) |
|
Место работы (полное и сокращенное официальные названия с указанием города и страны) |
|
Должность (с указанием подразделения) |
|
Название доклада |
|
Аннотация (не более 1000 печатных знаков) |
|
Контактная информация (почтовый адрес с указанием индекса, номер телефона, адрес электронной почты) |
|