«Селам или язык цветов»

Место проведения: особняк Румянцева, парадные залы (вход с Английской наб., 44)
Мода на «селамы» – толкования символических значений цветов – пришла в Европу из Персии в XVIII веке. «Цветочные словари», посвященные тайному языку цветов, широко издавались во Франции и викторианской Англии.
Название выставке дала книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Д.П. Ознобишина (1804–1877), изданная в 1830 году в Петербурге. Автор представил около 400 значений цветов, которые не были научными, а скорее вымышленными ассоциациями. Книга была очень популярна среди светской молодежи. Ознобишин также ввел в моду игру в фанты «Флирт цветов». Такая настольная игра XIX века с карточками будет представлена на выставке.
Центральный экспонат выставки – альбом цветов французского художника Пьера-Жозефа Редуте (1759–1840). Его ботанические иллюстрации отличаются изяществом рисунка и одновременно научной достоверностью. Редуте был придворным художником королевы Марии-Антуанетты, его называли «Рафаэль цветов». Позднее Жозефина де Богарне доверила ему зарисовывать около 250 различных сортов роз в садах Мальмезона. Редуте создал несколько тысяч изображений растений: «Les Liliacées» (8 томов), «Les Roses» (3 тома), отличавшихся высочайшим мастерством.
На выставке будут представлены самые узнаваемые цветы из альбома Редуте, с толкованием их символических значений. Каждому цветку будет соответствовать раздел, в котором представлены различные музейные экспонаты с его изображением.
Всего на выставке будет экспонироваться около 200 предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства XIX-ХХ веков из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные и графические произведения, мебель, предметы из бронзы, фарфор, костюм и ткани, аксессуары (веера и сумочки) с цветочными изображениями.
Многие произведения будут представлены для посетителей впервые. Среди них акварельная книжка-игрушка «Букет» Татьяны Глебовой, цветная литография «Натюрморт» Н. А. Тырсы, портьеры с ламбрекеном с цветочной вышивкой, большая бисерная скатерть 1850-1870-х годов.