Именем Петра
Выставка рассказывает о первом российском императоре, основателе Санкт-Петербурга как о символической фигуре, образе и персонаже культурной мифологии. На ней представлены предметы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея городской скульптуры, Музея русской драмы (Александринский театр), Мариинского театра, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, Технического архива СПб ГБУ «Мостотрест».
Мифологизация Петра Великого, превращение его из реального правителя в символическую фигуру, началось еще при жизни императора и продолжилось после его кончины. Особенное значение петровский образ приобрел в эпоху правления Екатерины II. В это время утверждается основа петровской мифологии, и сам Петр Великий превращается в государственный символ, олицетворение власти и Российской империи как таковой.
Знаковым событием стало возведение в 1782 году в Санкт-Петербурге первого памятника Петру Великому — знаменитого «Медного всадника» (скульптор Э. М. Фальконе). Этот образ не просто лег в основу канонической петровской иконографии в последующие годы, но стал важнейшим символом Санкт-Петербурга, воплощая неразрывную связь города и его основателя. На выставке представлен обширный корпус материалов, связанных с «Медным всадником» как ключевым элементом городской иконографии и культурной мифологии: фотографии и документы, произведения скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, графика, сувенирная и тиражированная печатная продукция и многое другое. Здесь можно увидеть голову Петра I для памятника «Медный всадник», созданную Мари-Анн Колло (отлив XX века по модели 1765–1770); издание поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» 1923 года с иллюстрациями А. Н. Бенуа; фотографии, запечатлевшие знаменитый памятник в разное время: в дни празднования 200-летия Петра Великого в 1872 году и в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда – под защитным укрытием.
В конце XIX — начале XX века в Петербурге и его окрестностях было установлено значительное число памятников Петру Великому. В 1918 – первой половине 1930-х годов немалая их часть была демонтирована под предлогом малой художественной ценности и отправлена в переплавку. Некоторые монументы, например, бюст Петра в Стрельне и скульптурная группа в Петергофе, изображающая Петра с малолетним французским королем Людовиком XV на руках, были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Отдельные памятники были впоследствии восстановлены. Примечательно, что в 1990-е годы в ходе десоветизации некоторые памятники В. И. Ленину, например, бюст на Московском вокзале, были заменены изображениями Петра Великого.
На выставке демонстрируются модели, художественные изображения, фотографии памятников первому российскому императору: «Прадеду правнук» перед Инженерным замком (Б. К. Растрелли), «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной, «Петр I с малолетним французским королем Людовиком XV на руках» в Петергофе, памятники императору в Кронштадте, Стрельне, на Кирочной улице и у Сампсониевского собора в Петербурге, памятник Петру I в Петропавловской крепости (М. Шемякин), проект памятника Петру I в честь переименования Ленинграда (К. М. Симун).
Также в экспозиции можно увидеть два скульптурных образа Петра Великого, выполненных прославленными мастерами М. М. Антокольским и А. М. Опекушиным.
Отдельное внимание на выставке уделено теме петровской топонимики и ее изменениям во времени. Именем Петра Великого назывались географические объекты, населенные пункты и улицы (Петергоф, Петровский остров, Петровская набережная). В честь императора именовались учебные и медицинские заведения, учреждения культуры и науки (Политехнический институт, Ботанический сад, Больница Петра Великого, Музей антропологии и этнографии и др.). Так же, как и в случае с памятниками, переименования отражали общие историко-культурные и политические изменения в обществе. Одним из примеров может послужить разводной мост через Неву: заложенный в 1909 году в честь 200-летия Полтавской битвы, он был назван «Мост императора Петра Великого», после революции 1917 года — переименован в «Большеохтинский», а в 1990-е годы к нему вернулось историческое название. На выставке представлен проект Охтинского моста, выполненный в 1908 году Г. Г. Кривошеиным и В. П. Апышковым.
По мере того как петровский образ укоренялся в культуре и общественном сознании как государственный символ, укреплялась и символическая связь между Санкт-Петербургом и его основателем. Так, образ Петра Великого, как правило, в его канонических воплощениях, становился важнейшим городским брендом, его эмблемой и символом. Раздел выставки будет посвящен петровской иконографии в массовой сувенирной продукции, упаковке и рекламе товаров, использованию образа императора в оформлении городского пространства.
Особое внимание на выставке уделено теме воплощения образа Петра Великого в литературе, искусстве и кино. Стилистическая и смысловая эволюция петровского образа показана через живописные и графические произведения выдающихся художников XVIII–XX веков. Здесь представлены иллюстрации к литературным произведениям А. С. Пушкина, А. Н. Толстого на петровскую тему; костюмы, фотографии, пригласительные билеты и афиши театральных постановок; кадры из кинолент и плакаты к фильмам о Петре и его эпохе — от немого кино 1910 года «Петр Великий» до позднесоветских художественных фильмов.
На разнообразном материале выставка покажет, как образ Петра Великого существовал в культуре в качестве символа и как изменялись эти символические формы со временем, от XVIII века до сегодняшнего дня, ведь каждая эпоха вкладывает свои смыслы в петровский образ, расставляет акценты в соответствии с историко-культурным, политическим и мировоззренческим контекстом времени.
Внимание! Билеты при входе на выставку продаются только за наличный расчет.