Архив
"Джон Кейдж. Молчаливое присутствие"
Петропавловская крепость, Инженерный дом
Выставка посвящена творчеству культового американского композитора, философа, поэта и художника; первооткрывателя некомпозиторских технологий в музыке Джона Кейджа (1912-1992). Выставочный проект, демонстрировавшийся в Москве (ноябрь 2012 - январь 2013) и представленный в настоящее время в Петербурге, реализуется в рамках международной программы празднования 100-летнего юбилея композитора, отмечавшегося в 2012 году.
Идеи Кейджа во многом определили развитие не только музыкального искусства, но и визуальной культуры второй половины ХХ века – представители Нео-Дада, Флюксуса и Новой концептуальной волны находили в его эстетике источник для собственных экспериментов. Сегодня исследователи называют Кейджа одной из самых влиятельных фигур западной культуры ХХ столетия.
Кейдж родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе. С 1928 года учился в Колледже Помоны, затем уехал в Париж, где работал у архитектора, сотрудничавшего с художником-дадаистом М. Дюшаном. В 1931 году вернулся в США, после чего учился у А. Вейсса, А. Шёнберга и Г. Кауэлла. Молодой композитор использовал при создании своих произведений звуки, источником которых были не музыкальные инструменты, а самые разные предметы из повседневной жизни. Кроме того, он прибегал к нетрадиционному использованию традиционных музыкальных инструментов. Например, в 1938 году Кейдж изобрел «подготовленное фортепиано», в котором под струны были подложены монеты, листы бумаги, скрепки и т.п. Это кардинально меняло звучание инструмента. Для «подготовленного пианино» композитором были написаны многочисленные произведения.
В 1940-е годы Кейдж в сотрудничестве с танцевальной труппой М. Каннингема создал целый ряд музыкально-танцевальных композиций. Тандем Кейдж и Каннингем, под названием "Верим в себя", гастролировал по всему миру.
В начале 1950-х годов Кейдж стал использовать в процессе сочинения музыки фактор случайности – алеаторику, и вскоре сделал ее главным принципом при создании своих композиций (в процессе сочинения музыки Кейдж использовал игральные кости, карты и древнекитайскую книгу для гадания «Книгу перемен»).
Кульминацией его экспериментального творчества стала композиция «4'33''», исполненная в 1952 году. Это 4 минуты и 33 секунды тишины. Во время исполнения этого произведения не производится ни одного музыкального звука, при этом исполнитель, соблюдая необходимый хронометраж, переворачивает ноты. Материалом для «слушания» становятся случайные звуки, в этот момент раздающиеся в зале и прилегающем к нему пространстве (шорохи, скрип мебели, звуки проезжающих мимо автомобилей и т.п.).
Интересна деятельность Кейджа в области изобразительного искусства: рисунок «Шахматные пьесы» (1943-1944), серия литографий и плексиграмм «Нежелание говорить что-либо о Марселе» (1969, совместно с К. Самсионом), созданные под влиянием М. Дюшана; и многочисленные серии гравюр, выполненные в 1978-1992 годах в сотрудничестве со студией Краун Пойнт Пресс. При создании большинства художественных произведений Кейджа также использован метод «случайного действия».
Выставка в Петропавловской крепости представляет материалы, связанные с жизнью и творчеством Кейджа, расскажет о ближайшем окружении композитора. В экспозиции демонстрируются партитуры и графика, видео- и аудиозаписи сочинений, включая знаменитое – «4'33''», фотографии и документальные фильмы о композиторе, видео балетов соратника Кейджа – хореографа М. Каннингема, рисунки М. Дюшана к его «Большому стеклу».
Петербургская версия выставки дополнена материалами о приезде Кейджа в Ленинград в 1988 году.
Организаторы выставки в Петербурге:
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Фонд Джона Кейджа (США)
Фонд «ПРО АРТЕ»
Соорганизаторы выставки:
Фонд М. Каннингема (США), Фонд Джона Кейджа (США)
Партнеры:
Галерея Margarete Roeder (Нью-Йорк), Издательство Edition Peters
При поддержке:
Посольства США в России, Российско-Американской двусторонней президентской комиссии, Международного фонда Гаянэ Хачатурян, Библиотеки Германа Титова.
При участии: Центра современного искусства им. Сергея Курёхина
Дополнительная программа выставки:
Джон Кейдж "Песенники" (1970). Перформанс детской студии театра "Зазеркалье".Пятница, 15 марта 2013, 19.00
Инженерный дом Петропавловской крепости
Сочинение Джона Кейджа «Песенники» (1970) будет показано в версии детской студии театра «Зазеркалье». Этот цикл, представляющий собой 90 «соло для голоса» в виде вокальных номеров, коротких перформансов и акций, – своего рода энциклопедия кейджевских методов, техник и излюбленных тем. Сочинение примечательно также тем, что включает целую виртуальную галерею кумиров автора, среди которых поэт, философ-трансценденталист и первый в истории природоохранник Генри Торо, композитор-эксцентрик Эрик Сати, художник, основатель реди-мейда Марсель Дюшан.
Идея: Владимир Раннев
Режиссер: Женя Русских
Хормейстер: Ирина Андрякова
Стоимость входного билета (перформанс + выставка) – 150 руб., льготного билета – 70 руб.
В пятницу 15 марта 2013 выставка работает до 21.00
Лекция Ольги Манулкиной "Джон Кейдж: Между Западом и Востоком"
Пятница, 22 марта 2013, 18.00
Фонд "ПРО АРТЕ"
Лекция посвящена разоблачению популярных мифов о Кейдже, связанных с его «положением на карте между Западом и Востоком». Насколько глубоким было погружение Кейджа в восточное миропонимание? Насколько новыми были его открытия для западной музыкальной культуры? Эти и другие вопросы автор ставит на лекции.
Ольга Манулкина историк музыки и музыкальный критик, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Музыкальная критика» факультета свободных искусств и наук СПбГУ, обозреватель журнала «Афиша», автор книги «От Айвза до Адамса. Американскоая музыка ХХ века».
Лекция Виталия Пацюкова "Малевич, Дюшан, Кейдж: между космосом, предметом и реальностью"Суббота, 30 марта, 16.00
Фонд "ПРО АРТЕ"
Лекция куратора выставки «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» Виталия Пацюкова посвящена ключевым концепциям западного искусства первой половины XX века.
Виталий Пацюков заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства (Москва), куратор Фонда Гаянэ Хачатурян, куратор выставок ГЦСИ, среди которых «Фестиваль частных коллекций актуального искусства», «Победа над солнцем», «Summa Summarum», «Пригов: точка сборки», «Бумажное время» и др. Автор статей о творчестве ведущих современных художников, в том числе Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Гриши Брускина, Олега Васильева, Евгения Чубарова, Александра Харитонова и др., публиковавшихся в журналах «Декоративное искусство», «Новое литературное обозрение», «Художественный журнал», «Новый Мир искусства».
Вход на лекции свободный!
Выставка "Джон Кейдж. Молчаливое присутствие" работает ежедневно с 10.00 до 18.00, по вторникам с 10.00 до 17.00 Выходной - среда
Стоимость билетов: полный - 150 руб., льготный (учащиеся, пенсионеры) - 70 руб.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость