Архив
15.05.2015 - 31.05.2015
Само понятие музея отчасти противоречит идеям авангарда. Музеефикация новаторства нивелирует его энергию. Сегодня Петр Белый, оказываясь в условиях уже существующей постоянной экспозиции, сталкивается с ограничениями, которые дают свободу артистическому высказыванию. Проект становится визуальным воплощением желания автора возродить дух авангарда и на краткий миг воссоздать его живую атмосферу. Говоря названиями работ художника, «Если представить, что…» сознание является бесконечным белым пространством, то падающие в нем тени авангарда столь велики, что за ними не так просто увидеть свет актуального дня.
Выставка ЗУБЬЯ – это подобие спиритического сеанса, где художник вызывает дух авангардиста в месте еще неостывшей силы и памяти. Круглый стол, минимальное количество источников света, намеренное использование лишь черного и белого цветов – и мы оказываемся в центре мистического действия. Инсталляция «Рождение нового» – покосившаяся кровать со спящим на подушке шаром – сон условного формалиста. Над его постелью – белый квадрат – апогей супрематической мысли. Герой инсталляции спит, как спал в этом доме Михаил Матюшин меньше века назад. А пока он спит, пильные диски закручиваются, дрожат, звенят – это завинчиваются зубья футуристических размышлений и скрипят шестеренки разрастающейся истории искусств в произведении «Дух крученых».
Тяга к спиритизму возникает как естественная форма анализа проблемы преемственности. Русский авангард до сих пор влияет на художников. Но можно ли говорить о конструктивном влиянии авангарда на актуальное искусство? Возможно, сегодня он становится стремительно сужающейся ограничительной линией, а не двигательной силой. Михаил Матюшин говорил о необходимости ЗОРВЕДа – расширенного смотрения и расширенного сознания как высшей степени развития нового человека. Зрение и ведание – инструменты, с помощью которых мир является в своей полноте, цельности и многообразии. Цвет обретает безграничное количество оттенков, оказываясь под влиянием других цветов, формы стремятся к бесконечности. Мебиустичность становится основным формотворческим свойством как взаимопроникновение пространств и их нерушимая связанность.
Петр Белый практикует ЗОРВЕД во времени и пространстве, призывая взглянуть дальше и глубже осязаемой перспективы. Расширенное смотрение в недра истории дает множество ответов и инициирует еще больше вопросов. Загадка, которую разыграл в музее художник, имеет несколько решений, но неизвестно, какие из них правильные, а какие – нет. Кругом происходит путаница – свет мешается с тенью, предмет оказывается иллюзией, плоскость испаряется, черное превращается в белое. Это выставка-фантасмагория, где вибрирует переполненная мистической энергией мысль автора.
Круглый стол становится не только пространством для спиритического сеанса с целью наладить контакт с умершими художниками, оказавшими большое влияние на своих последователей, но и местом для заседания ложи создателей нового искусства. Авангардисты, которые собирались в гостях у Матюшина, – это группа избранных со своими символами, знаками и законами. Не каждый мог присоединиться к ним тогда, и не каждый может приобщиться к их тайне сегодня. Объединение особенных людей и по сей день остается закрытым для понимания широкой публики. Профессиональные искусствоведы и кураторы хладнокровно дискутируют о сути авангарда, упуская из виду неутомимую энергию его идеологов. Раскручивающиеся зубья как один из часто используемых пластических элементов в работах супрематистов и кубофутуристов вновь заводят остановившийся механизм формалистических исканий и размышлений. Притихший музей заряжается силой художественной мысли. Вход на выставку по единому билету Музея петербургского авангарда.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей петербургского авангарда
Зубья. Инсталляция Петра Белого
Дом Михаила Матюшина и Елены Гуро в свое время был местом притяжения самых радикальных формалистов образа и слова. Здесь часто бывали Казимир Малевич, Павел Филонов, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, братья Бурлюки, студенты Матюшина из Института художественной культуры (ГИНХУК). Поэты, художники и мыслители собирались в деревянном здании на Песочной улице – в гнездовье русского авангарда. Писалась музыка, сочинялись стихи, проводились опыты в области формы и цвета, практиковалось расширенное смотрение и сознание – этот дом был пространством тотального и безграничного эксперимента.Само понятие музея отчасти противоречит идеям авангарда. Музеефикация новаторства нивелирует его энергию. Сегодня Петр Белый, оказываясь в условиях уже существующей постоянной экспозиции, сталкивается с ограничениями, которые дают свободу артистическому высказыванию. Проект становится визуальным воплощением желания автора возродить дух авангарда и на краткий миг воссоздать его живую атмосферу. Говоря названиями работ художника, «Если представить, что…» сознание является бесконечным белым пространством, то падающие в нем тени авангарда столь велики, что за ними не так просто увидеть свет актуального дня.
Выставка ЗУБЬЯ – это подобие спиритического сеанса, где художник вызывает дух авангардиста в месте еще неостывшей силы и памяти. Круглый стол, минимальное количество источников света, намеренное использование лишь черного и белого цветов – и мы оказываемся в центре мистического действия. Инсталляция «Рождение нового» – покосившаяся кровать со спящим на подушке шаром – сон условного формалиста. Над его постелью – белый квадрат – апогей супрематической мысли. Герой инсталляции спит, как спал в этом доме Михаил Матюшин меньше века назад. А пока он спит, пильные диски закручиваются, дрожат, звенят – это завинчиваются зубья футуристических размышлений и скрипят шестеренки разрастающейся истории искусств в произведении «Дух крученых».
Тяга к спиритизму возникает как естественная форма анализа проблемы преемственности. Русский авангард до сих пор влияет на художников. Но можно ли говорить о конструктивном влиянии авангарда на актуальное искусство? Возможно, сегодня он становится стремительно сужающейся ограничительной линией, а не двигательной силой. Михаил Матюшин говорил о необходимости ЗОРВЕДа – расширенного смотрения и расширенного сознания как высшей степени развития нового человека. Зрение и ведание – инструменты, с помощью которых мир является в своей полноте, цельности и многообразии. Цвет обретает безграничное количество оттенков, оказываясь под влиянием других цветов, формы стремятся к бесконечности. Мебиустичность становится основным формотворческим свойством как взаимопроникновение пространств и их нерушимая связанность.
Петр Белый практикует ЗОРВЕД во времени и пространстве, призывая взглянуть дальше и глубже осязаемой перспективы. Расширенное смотрение в недра истории дает множество ответов и инициирует еще больше вопросов. Загадка, которую разыграл в музее художник, имеет несколько решений, но неизвестно, какие из них правильные, а какие – нет. Кругом происходит путаница – свет мешается с тенью, предмет оказывается иллюзией, плоскость испаряется, черное превращается в белое. Это выставка-фантасмагория, где вибрирует переполненная мистической энергией мысль автора.
Круглый стол становится не только пространством для спиритического сеанса с целью наладить контакт с умершими художниками, оказавшими большое влияние на своих последователей, но и местом для заседания ложи создателей нового искусства. Авангардисты, которые собирались в гостях у Матюшина, – это группа избранных со своими символами, знаками и законами. Не каждый мог присоединиться к ним тогда, и не каждый может приобщиться к их тайне сегодня. Объединение особенных людей и по сей день остается закрытым для понимания широкой публики. Профессиональные искусствоведы и кураторы хладнокровно дискутируют о сути авангарда, упуская из виду неутомимую энергию его идеологов. Раскручивающиеся зубья как один из часто используемых пластических элементов в работах супрематистов и кубофутуристов вновь заводят остановившийся механизм формалистических исканий и размышлений. Притихший музей заряжается силой художественной мысли. Вход на выставку по единому билету Музея петербургского авангарда.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей петербургского авангарда