Архив
Судьба мастера европейского барокко
Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина
Выставка приурочена к 300-летию со дня смерти Анреаса Шлютера – выдающегося скульптора и архитектора, работавшего в конце XVII - начале XVIII века при императорских и королевских дворах Польши, Пруссии и России. Построенные по его проектам здания и созданные им произведения монументальной и декоративно-монументальной скульптуры стали украшением Варшавы, Берлина, Санкт-Петербурга. При этом дважды за свою карьеру - в Берлине и в Санкт-Петербурге - он занимал высокий пост «главного архитектора».
Выставка в Петропавловской крепости представляет на информационных стендах архивные и современные фотографии, архитектурные проекты, гравюры и литографии XVIII века и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Шлютера, рассказывает о самых ярких и значительных работах мастера.
Андреас Шлютер начал свою творческую деятельность в Данциге (нынешнем Гданьске), где ему приписывается скульптурное оформление Королевской капеллы при церкви св. Марии (1680). Следующие полтора десятилетия Шлютер работал при польском дворе в Варшаве. В этот период им выполнены барельефы фронтонов дворца Красинских на темы римской истории, скульптурное убранство загородной королевской резиденции Вилянуве, а также: надгробия членов королевской семьи в костеле св. Лаврентия в Жолкве под Львовом.
В 1694 году Андреас Шлютер был принят на службу к бранденбургскому курфюрсту и назначен профессором скульптуры в только что основанной берлинской Академии художеств.
В Берлине Шлютер создал свои лучшие произведения, которые подняли архитектуру города до европейского уровня. В первую очередь, это проект Королевского дворца (1699-1706), возведенного на месте старого ренессансного замка в центре Берлине. Величественное, восходящее к архитектурным образцам Древнего Рима здание стало символом торжества новой прусской монархии (в годы Второй мировой войны дворец был поврежден и впоследствии снесен властями ГДР, в настоящее время ведутся работы по восстановлению дворца). Под руководством Шлютера велось строительство берлинского Арсенала (им же было выполнено скульптурное оформление здания, в частности экспрессивные барельефы с масками умирающих воинов), Литейного двора, новых «малых» конюшен в Берлине и загородных дворцов в окрестностях столицы и др.
Одновременно Шлютер продолжал работать как скульптор. Он стал автором первого установленного под открытым в Германии конного монумента великому курфюрсту Фридриху Вильгельму (1700), установленного на Длинном мосту в Берлине (ныне во дворе замка Шарлттенбург). Яркими образцами скульптуры барокко по праву считаются созданные им бюст ландграфа Фридриха II Гессен-Хомбургского и роскошный саркофаг королевы Софии Шарлотты в крипте Берлинского собора.
Успешная карьера Шлютера при прусском дворе была прервана, когда спроектированная им 90-метровая «Монетная башня» (Мünzturm) пошла трещинами и стала разрушаться. Несмотря на попытки зодчего укрепить сооружение, в 1706 году его пришлось разобрать. Шлютер лишился поста главного архитектора, сохранив только должность придворного скульптора. С этого момента он работал только над частными архитектурными заказами.
В 1713 году Шлютер заключил договор с приехавшим в Берлин Яковом Брюсом о переходе на русскую службу. Приехав в Петербург, Шлютер был назначен главным архитектором или «бау-директором» и сразу включился в работу по строительству новой российской столицы. К сожалению, судьбой для этого архитектора было отпущено слишком мало времени: в мае 1714 года он скончался. Однако за столь короткий срок им были выполнены барельефы-аллегории на тему Северной войны на фасадах Летнего дворца Петра I и проекты грота и оранжереи в Летнем саду, создан проект Монплезира в Петергофе. И, возможно, главная его работа в Петергбурге – проект города-порта на острове Котлин, впоследствии названного Кронштадтом. Согласно проекту Шлютера, в центре нового города было решено возвести развернутый навстречу южному фарватеру величественный ансамбль в виде П-образной композиции («скобы»). По главной оси проходил канал, над которым планировалось возведение колоссальной башни маяка. По высоте маяк должен был почти вдвое превзойти колокольню Петропавловского собора; сквозь арку его первого яруса мог бы пройти самый крупный военный корабль. «Скоба» опиралась на два дворца — петровский «Итальянский» и меншиковский, от которого начинался длинный ряд каменных «губернских» домов, также спроектированных Шлютером. Они дошли до нашего времени, однако утратили созданный мастером барочный декор.
На выставке в Петропавловской крепости посетители смогут увидеть как сохранившиеся, так не дошедшие до нашего времени постройки и скульптурные работы Шлютера. Особый раздел посвящен самому известному произведению мастера – Берлинскому дворцу: здесь представлены виды дворца, созданные в XVIII веке, исторические фотографии здания и его интерьеров второй половины XIX - начала ХХ века; фотографии 1950 года, запечатлевшие его разрушение, и современные материалы, рассказывающие о ходе восстановления дворца.
На выставке можно узнать не только о фактах творческой биографии Шлютера как талантливого архитектора и скульптора своего времени, но и как изобретателя. Например, о работе мастера над созданием «вечного двигателя».
Вход свободный.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость