Архив
"Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства"
Петропавловская крепость, Инженерный дом
Выставка объединила более 300 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, выполненных в «национальной» стилистике: живопись, графику, мебель, костюм, фарфор, стекло, керамику, бытовые предметы XIX–ХХ веков.
Русский стиль — одно из самых ярких и своеобразных явлений отечественной культуры и искусства XIX–XX веков. Поиски национальной идеи занимали умы наших соотечественников уже с начала ХIХ столетия. Немало способствовал этому рост патриотизма и национального самосознания после победы над наполеоновской Францией в 1812 году. Проблема национальной самобытности стала одной из самых актуальных и для русской художественной культуры. Уже в 1820-1830-х годах в отечественном искусстве начинает формироваться так называемый «русский стиль». В основе этого направления лежит интерес к историческому прошлому России, к русскому искусству допетровской поры, а также внимание к жизни и быту русской деревни и народному творчеству. Пика своей популярности «русский стиль» достиг во второй половине ХIХ – начале ХХ века, однако и ХХ, и в ХХI столетии интерес к нему не угас.
Зародился «русский стиль», в первую очередь, в архитектуре в период заката классицизма и становления эклектики. На выставке в Петропавловской крепости представлена архитектурная графика 1830-1900-х годов, демонстрирующая развитие «национального» направления в русской архитектуре. Это работы К. А. Тона — родоначальника так называемого «русско-византийского» варианта стиля, автора православных храмов в Москве, Петербурге, Царском Селе и Петергофе. Представление о фольклорном направлении русского стиля, использовавшем мотивы народного искусства, дают проекты 1860-1870-х годов архитекторов И. П. Ропета и В. А. Гартмана. Период 1900-х годов, когда на волне модерна в русской архитектуре сформировалось новое национальное направление – «неорусский стиль», представлен работами Н. В. Васильева, С. С. Кричинского, К. В. Маковского и др.
Со временем «русский стиль» проник во все виды искусства и во все сферы повседневной жизни. В «русском стиле» оформляли интерьеры, делали мебель и посуду, шили костюмы. На афишах, рекламных плакатах, театральных программах, меню торжественных обедов, торговых упаковках появлялись стилизованные изображения сказочных расписных теремов, былинных богатырей, красавиц в сарафанах и кокошниках; повсеместно использовались мотивы традиционной деревянной резьбы, кружева и вышивки.
Интерес ко «всему русскому», возникший в обществе, активно поддерживался официальной властью. Примером этому могут служить как распоряжение императора Николая I о строительстве в окрестностях Петергофа «образцовых» русских деревень с традиционными русскими избами и крестьянами, одетыми в «русскую одежду», так и грандиозные костюмированные балы времен императора Николая II, где все гости были одеты в костюмы времен допетровской Руси.
Экспонаты выставки в Петропавловской крепости отражают все этапы и направления русского стиля в отечественном искусстве и воссоздают тот идеализированный образ патриархальной Руси, который сформировался в ХIX-XX веках.
На выставке представлена мебель в «русском стиле»: кресло, изготовленное по рисунку И. П. Ропета, шкаф-буфет в виде крестьянской избы, а также знаменитая серия кресел «Дуга, топор и рукавицы», выполненная по рисункам петербургского мастера В. П. Шутова (все – вторая половина XIX в.). Большой интерес представляют изделия Абрамцевской и Талашкинской мастерских, в частности предметы, изготовленные по рисункам Е. Д. Поленовой и Н. Я.Давыдовой.
Демонстрируется коллекция тиражированной графики, в числе которой произведения знаменитых художников В. М. и А. М. Васнецовых, И. Я. Билибина, В. Д. Поленова. В экспозиции можно увидеть афиши промышленных и кустарных выставок, киноафиши к фильмам «Стенька Разин» и «Царь Иван Васильевич Грозный», календари, рекламные плакаты 1900-1910-х годов и патриотические плакаты периода Первой мировой войны: «Русские воины ждут от нас помощи», «Военный заем». А также коллекцию меню. Внимание привлекают украшенные орнаментами «в русском стиле» меню торжественных обедов и ужинов по случаю коронации Александра III и Николая II, в честь 300-летия Дома Романовых, меню обеда для георгиевских кавалеров (по рисунку В.М.Васнецова), меню ресторана «Медведь» 1912 года (по рисунку И.Я.Билибина).
«Русская стилистика» нашла яркое отражение в изделиях из фарфора, керамики и стекла. На выставке экспонируются изделия Императорского фарфорового завода, Императорского стеклянного завода, завода братьев Корниловых, заводов М.С. Кузнецова, и др. В их числе предметы из «Готического сервиза» Николая I (ИФЗ, 1836-1855); тарелки и чайные пары так называемой «боярской» серии, выпущенной к 300-летию Дома Романовых («Товарищество М. С. Кузнецова», 1913). Одним из самых ярких экспонатов выставки является майоликовое блюдо «Садко», выполненное по рисунку М.А.Врубеля (1899, выпуск 1920-х).
Во второй половине XIX– начале XX века в русском ювелирном искусстве в производстве художественных изделий из серебра возникло целое «национальное» направление. Фабрики и мастерские создавали столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, всевозможные декоративные предметы из серебра, в которых копировались и перерабатывались формы и декоративные мотивы, заимствованные из народного и древнерусского искусства. В серебре воспроизводилась старинная русская посуда - братины, стопы, чаши, чарки. Наряду с ювелирными техниками литья и чеканки стали применяться традиционная для допетровского времени скань, эмаль и черневое производство. Образцы серебряной посуды в «русском стиле» широко представлены на выставке: кувшины, стопы, солонки, ковши, чаши, подстаканники, сахарница, икорница. Многие предметы изготовлены известными ювелирными фирмами. В частности, можно увидеть серебряную чашу для пунша, украшенную сердоликом и халцедоном (1905), фирмы К. Г. Фаберже.
Еще одной областью, в которой «русский стиль» пользовался большой популярностью, стал костюм. В 1834 специальным указом Николая I при императорском дворе был утвержден новый покрой женского парадного платья в «русском духе». Наряд дополнялся кокошником с вуалью (для замужних дам) или головной повязкой с вуалью (для девиц). Новый тип парадного платья сохранялся вплоть до 1917 года, меняясь лишь в деталях. Представление о нем дает парадное придворное платье начала ХХ века, изготовленное в петербургской мастерской Е. Т. и А. Т. Ивановых.
Одним из центральных экспонатов выставки является подлинный костюм великой княгини Марии Павловны для костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года. На этом грандиозном празднестве все гости, включая императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной, были одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича: дамы – в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в костюмы стрельцов и сокольничих. В череде привычных вальсов, мазурок, кадрилей исполнялись «русский» танец, хоровод и плясовая. Рядом с костюмом экспонируются фотографии бала. В их числе есть и портрет великой княгини Марии Павловны именно в этом платье.
На выставке демонстрируется множество бытовых утилитарных вещей, в оформлении которых использованы «национальные» мотивы: это самовары, утюги, пресс-папье, чернильницы, пепельницы, шкатулки, коробки, жестяные банки и многое другое.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость