Архив
«Рождественская открытка»
На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: открытки второй половины XIX – начала ХХ веков и современные образцы 1990-х-2000-х годов. В числе экспонатов и открытки из коллекции знаменитого собирателя Н. С. Тагрина, которая была передана в дар музею в 1980-х годах.
Почтовая открытка появилась сравнительно недавно – во второй половине XIX века. Первая в мире открытка с отпечатанной маркой и предназначенная для отправки по почте без конверта была выпущена в Австрии в 1869 году. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне был учрежден Всемирный почтовый союз, куда вошла и Россия. В 1878 г. на Всемирном конгрессе в Париже были установлены максимальные размеры почтовых открыток, принятые в качестве стандарта: 90х140 мм.
В России первые открытые письма появились в 1872 году. Монопольное право на выпуск почтовых открыток в России принадлежало Почтовому ведомству. Министерским указом от 16 декабря 1894 года был разрешен выпуск художественных открыток частного производства по сниженному тарифу, но только после специального разрешения цензуры.
Особой популярностью пользовались поздравительные открытки к праздникам, в том числе и рождественские. Каждый праздник имел свой набор символов, характерных композиций и сюжетов, которые нашли отражение в оформлении поздравительных открыток. В открытках проявились не только индивидуальный стиль авторов-художников, но и особенности культуры стран-изготовителей в каждый конкретный момент их истории, принятая в обществе система ценностей и ориентиров, культурные коды и традиционные символы.
Представленные на выставке в Музее печати рождественские открытки, выпущенные в Англии, Австро-Венгрии, Германии, России, Финляндии, Франции и США демонстрируют широкое разнообразие праздничных сюжетов и образов и позволяют проследить отличительные особенности художественного оформления открыток разных стран.
Традиционно на рождественских открытках изображались сцены Рождества Христова, Вифлеемская звезда, ангелы, елка или еловые ветки, остролист или пальмовая ветвь, колокольчики и свечи, ночь, звезды, луна, снежинки, зимние пейзажи, и, конечно же, главное действующее лицо Рождества - Санта-Клаус или Рождественский дед. Однако в каждой стране были свои любимые сюжеты рождественских открыток. Например, на немецких открытках чаще всего можно было встретить трубочистов, гномов, свинок, композиции со свечами, подковами, колокольчиками; на французских – томных барышень, бутылки с шампанским, звезды, календари; на английских - малиновку, ветки плюща, омелы, вереска; на открытках скандинавских стран - добрых веселых гномов. Популярными сюжетами европейских фотооткрыток были счастливые семьи у рождественского стола, целующиеся пары, детишки с подарками.
Свои отличительные особенности имели и русские открытки. Первые рождественские открытки в России были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община святой Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Серия начиналась с открытки "Сердце сердцу весть подает". Открытка 1898 года из этой серии представлена на выставке.
Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве, богатстве фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. Русские художники старались внести национальный колорит в сюжет: на открытках появились русские тройки, колядующие дети, занесенные снегом русские деревеньки, скованные льдом реки, купола и главки православных храмов. Часто на открытках изображались рождественская елка или еловые ветки – символ Рождества и вечно обновляющейся жизни.
На выставке представлены дореволюционные русские открытки и открытки, выпущенные в России уже после 1990 года.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей печати