Архив
"Расширенное смотрение". К 150-летию со дня рождения Михаила Матюшина
В 1920-е годы М. В. Матюшин сформулировал теорию «расширенного смотрения». Она представляла собой методологическую основу нового направления в искусстве русского авангарда, получившего название «органическое искусство». С группой учеников в Академии художеств, а затем в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) Матюшин экспериментальным путем пытался доказать, что человек не полностью использует данные ему природой физиологические возможности и способен расширить границы восприятия окружающего мира. Художник, наблюдая и познавая действительность, должен изображать не фрагменты реальности, а передавать всю полноту и бесконечность пространства, единое сосуществование предметов и среды без ненужных детальных подробностей. «Развитие подобных идей является в результате долгого опыта и наблюдений над природою, движением, светом, цветом, формою, включениями во все более и более расширяющийся угол зрения. Наука смотреть и познавать все разом, наполнено кругом себя, изменит всё понимание видимости. Размах и охват зрительного луча из центра будет неизмеримо глубже и шире несравнимо. Отсюда явится новое ощущение и восприятие окружающего нас своей безграничностью пространства и новые пути к величайшему коллективному творчеству»,— писал М. В. Матюшин.
Стремление к научному обоснованию физиологических сверхспособностей человека явилось результатом давнего интереса художника к проблемам изучения пространства. Объясняя собственное восприятие пространства, Матюшин часто ссылался на исследования ученых, занимавшихся «развитием пространственных понятий». В его записях встречаются имена Н. И. Лобачевского, Г. Минковского, А. Эйнштейна. Особое влияние на мировоззрение Матюшина оказал математик и теософ П. Д. Успенский и его книга «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира» (1911), которая была очень популярна в интеллектуальной среде в 1910-е годы. «Волна движения к природе начата. Создается новый мир видения человеком. Природа дает всё, но до сих пор побеждает своим творчеством формы. Но высшие существа должны понять единое творчество и идти спокойно по верному пути»,— отмечал художник.
На выставке представлены графические работы Матюшина, созданные в 1920–1930-е годы, некоторые из них ярко иллюстрируют его теоретические разработки: «Стог в широком пейзаже» (1922), «Сосна в расширенном смотрении, сцепление с пространством» (1924–1925). Наброски и зарисовки, выполненные карандашом, дают представление о непосредственном восприятии художником мира природы, образа человека. В начале 1930-х годов Матюшин с учениками участвовал в оформлении городских праздников, создал наброски к плакатам «Ликбез» (1930-е), «Брак» (1931), «Берегу колхозную машину» (1930-е), отражающие трансформацию творческих поисков художника в конце жизни. Большинство работ экспонируется впервые.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Музей петербургского авангарда