Архив
«Навстречу другому»
00Петропавловская крепость, Невская куртинаВыставка видеоарта посвящена проблемам миграции в современном мире. На выставке представлен видеопроект голландской художницы и антрополога Мике Бал и видео «Музейный зонгшпиль. Нидерланды 20XX» российского коллектива «Что делать?».
Миграционные процессы в последнее время стали привычной частью европейской и российской действительности. Cовременное общество несет на себе серьезный отпечаток миграционной эстетики: культура любого большого города – это синтез традиций, привычек, языков. Отражение миграционной культуры не только как социологического, но и как эстетического феномена в последнее десятилетие стало актуальным в современном искусстве Европы, облик которой значительно изменился благодаря мигрантам.
Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует несколько точек зрения на культуру миграции в современном мире.
Мике Бал представляет на выставке видеопроект, который объединяет две серии работ: «Миграционные истории» и «Ничто не утрачено». «Миграционные истории» - 13 видеоновелл, в которых мигранты из разных стран рассказывают историю своей жизни. Этой работой художник привлекает внимание к тем социальным, политическим и культурным изменениям, которые претерпевают страны с большим притоком мигрантов, где старые традиции гостеприимства начинают вытесняться ревностным стремлением к защите своих границ.
«Ничто не утрачено» - это серия из восьми рассказов женщин разных стран о своих детях, покинувших родину в поисках лучшей жизни.
Свой взгляд на тему миграции демонстрирует на выставке и российский коллектив «Что делать?». Созданная ими по заказу Музея Ван Аббе в Эйндховене (Нидерланды) видеоработа «Музейный зонгшпиль. Нидерланды 20ХХ» рассказывает о случае, когда группа мигрантов, не имеющих вида на жительство, поселилась в музее современного искусства, чтобы избежать депортации. Это срежиссированный и cнятый на видео перформанс, где важным связующим звеном между героями, как в древнегреческой трагедии, выступает хор.
В рамках параллельной программы выставки состоятся открытые лекции Мике Бал, участников коллектива «Что делать?» и других зарубежных и российских специалистов (художников, социологов, антропологов, культурологов), которые так или иначе в своих работах затрагивают вопросы миграции и взаимодействия культур.
Организаторы выставки:
Голландский институт в Санкт-Петербурге www.nispb.ru
Творческое объединение кураторов ТОК www.tok-spb.org
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ:
11 октября, вторник, 18.30
Дискуссия «Миграционная культура и ее отражение в современном искусстве»
Европейский Университет в Санкт-Петербурге, ул. Гагаринская, 3, тел.: 579 57 51, www.eu.spb.ru
Участники дискуссии из России и Голландии предпримут попытку осмыслить термин «миграционная культура», предложенный голландским теоретиком культуры и художницей Мике Бал, в контексте современных миграционных процессов, протекающих в Европе и России. Как меняется культура под влиянием миграции? Возможно ли говорить о процессе взаимопроникновения культур и как он протекает? Какова роль искусства и художника в освещении миграционных процессов? - эти и другие вопросы будут предложены для обсуждения участникам обсуждения, основой для которого станут работы Мике Бал и коллектива «Что делать?», демонстрируемые на выставке «Навстречу другому».
Участники дискуссии: Мике Бал (Университет Амстердама), Эрнст ван Альфен (Лейденский Университета), Дмитрий Виленский (коллектив «Что Делать?»), Ольга Егорова (Цапля) (коллектив «Что Делать?»), Илья Доронченков (ЕУСПб), Наталья Мазур (ЕУСПб), Ольга Бредникова (ЦНСИ), Ольга Ткач (ЦНСИ), Мила Шевалье (Голландский институт в Санкт-Петербурге), Анна Биткина (Творческое объединение кураторов ТОК), Мария Вейц (Творческое объединение кураторов ТОК, СПбГУ).
12 октября, среда, 18.30
Эрнст ван Альфен. Воображаемая Родина: изменение карты национально-культурной идентичности.
Голландский Институт в Санкт-Петербурге, Калужский пер., д. 3, тел.: 327-08-87, www.nispb.ru
Как идентичность мигранта утверждается во времени и истории? Как она вписывается в современный контекст? Профессор кафедры литературы Лейденского Университета Эрнст ван Альфен задействует фильм «Смотря вперед» голландской/австралийской художницы Фионы Тан в качестве подтверждения теории о том, что процесс формирования идентичности определяется историческими рамками того места, где он протекает. Таким местом в этом случае является Амстердам.
14 октября, пятница, 18.30
Мике Бал. Кинопроизводство как попытка участия: фильмы в миграционной культуре.
Петропавловская крепость, Невская куртина (правая сторона), тел.: 230 64 31, www.spbmuseum.ru
Опираясь на работы, собранные на выставке, теретик культуры и видеохудожница Мике Бал представит свою точку зрению на миграционную культуру как на феномен, обогащающий наш опыт восприятия окружающего мира. Она также затронет темы, обусловленные спецификой ее видеоработ, а именно: как режиссеру документального фильма не заглушать голоса своих героев? Что означает иметь или не иметь национальную идентичность? Что может заставить людей захотеть рассказать о своем опыте незнакомому человеку? Мике Бал считает, что создание фильмов не только помогает найти ответы на эти вопросы, но и служит инструментом в налаживании контакта и взаимопонимания между самыми разными людьми.
17 октября, понедельник, 18.30
Дмитрий Виленский. Презентация и обсуждение нового номера газеты «Что делать?»
Петропавловская крепость, Невская куртина (правая сторона), тел.: 230 64 31, www.spbmuseum.ru
Новый номер газеты названием «Воздадим им честь» (цитата из работы Алена Бадью «Обстоятельства №4») посвящен положению трудовых мигрантов в современной России в контексте обсуждения этого вопроса в европейских странах. В номере планируются к публикации тексты Ивана Овсянникова «Левый ответ на миграционный вопрос», Бориса Кагарлицкого «После мультикультурализма» и Кирилла Медведева, а также статья Хито Штайерл «Удар в лицо» и фрагменты эссе Алена Бадью. Также в номер войдут специальная серия графики Виктории Ломаско и спецпроект Ольги Житлиной - настольная игра «Россия - страна возможностей».
21 октября, пятница, 18.30
Патрисия Спейер. Изображения во время войны: эстетика и репрезентация перемещения
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Петропавловская крепость, Невская куртина (левая сторона), тел.: 233-00-40, www.proarte.ru
Патрисия Спейер, почетный профессор Нью-Йоркского университета и заведующая кафедрой культурной антропологии современной Индонезии в Лейденском университете, представит два примера перемещения визуальных образов в контексте войны.
В фильме «Отсутствующая выставка» голландского режиссера Мелвина Моти показана экскурсия, проводимая по Эрмитажу гидом Павлом Губчевским для солдат советской армии в апреле 1942 года. Он делает это в знак благодарности за транспортировку ими коллекции французской мебели музея в более безопасное место. Губчевский ведет солдат мимо пустых рам и живо описывает детали, цвета и содержание висевших в них ранее полотен. «Отсутствующая выставка» показывает не только фантасмагорическое присутствие изображений и яркую работу воображения, но и то, как отсутствие достояния страны ощущается на фоне советского национального самосознания, которое символизирует Эрмитаж. Другой пример, биллборды с изображением Христа, появившиеся после религиозной войны между мусульманами и христианами в Индонезии, призван маскировать отсутствие психологической стабильности и защищенности в этой стране. Базируясь на Фрейдовском анализе игры fort-da (прятки-догонялки), при которой ребенок пытается справиться с отсутствием матери, данное сравнение обыгрывает тему присутствия и отсутствия в видеоработах Мике Бал о матерях и их отношениях с уехавшими в другие страны детьми.
25 октября, вторник, 18.30
Ольга Бредникова и Ольга Ткач. Дом для номады
Центр независимых социологических исследований, Лиговский пр., 87, офис 301, тел.: 718 37 96, www.cisr.ru
В фокусе лекции социологов Ольги Бредниковой (ЦНСИ) и Ольги Ткач (ЦНСИ) – женщины, приехавшие из постсоветских государств в Санкт-Петербург в поисках работы. Меняя место проживания, они перекраивают свое жизненное пространство, расширяют пределы повседневности, меняют и множат идентичности, увеличивают степень своей свободы. Освоение и присвоение мигрантками новых мест и создание нового местожительства и нового Дома представляется особенно интересным, так как именно женщинам традиционно приписывалась привязанность к дому, что значительно проблематизируется самой ситуацией миграции. В лекции речь пойдет об изменяющейся концепции Дома для мигранток, а также о том, как опыты миграции меняют субъектность женщин, феминизируя и даже радикализируя их представления о мире и себе.
26 октября, среда, 18.30
Мурат Айдемир. У кочевников нет тайн.
Центр независимых социологических исследований, Лиговский пр., 87, офис 301, тел.: 718 37 96, www.cisr.ru
«Трактат о номадологии» Ж. Делёза и Ф. Гваттари, одна из ключевых работ о взаимосвязи между миграцией, глобализацией и капиталом была высоко оценена за предложение нового способа существования в пространстве и в мире и обещания обойти крайние формы национализма. В то же время ее критиковали за преподнесение перефразированного расизма и явное сочувствие глобальному капиталу. В своем докладе Мурат Aйдемир, профессор кафедры сравнительного литературоведения и культурного анализа Университета Амстердама, выделит наиболее противоречивые аспекты этого произведения и подвергнет анализу понятие «кочевник», ставшее таким актуальным в социальных науках. Делез и Гваттари утверждают, что у кочевников нет тайн. Но что тогда они предлагают науке, если не ту или иную форму тайного и альтернативного знания?
Вход на все события параллельной программы свободный.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
| Фото: «Навстречу другому»