Архив
«Другая сторона». Видеоинсталляция Яна Брейквелла
30 января—1 марта 2009
Петропавловская крепость, Потерна и каземат государева бастиона
Выставка, организованная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Институтом Про Арте и Галереей Энтони Рейнолдса (Лондон), впервые в России представляет творчество британского художника Яна Брейквелла.
Ян Брейквелл (1943—2005) — один из самых известных в мире мастеров видеоарта. В 1964 году окончил Колледж искусств в Дерби. В 1970-е годы работал в составе Artist Placement Group (APG) — группы художников, пропагандирующих идею о возможности влияния творческих людей, обладающих интуицией и особым взглядом на мир, на процесс принятия ответственных государственных решений. Творчество художника в основном было сосредоточено на проблемах социальной жизни общества. В 1986 году был опубликован «Дневник Яна Брейквелла. 1964—1985», в котором автор подметил многие детали жизни современного общества. В 1980-е годы им было создано несколько телеверсий дневника. Позднее Брейквелл участвовал в реализации проекта британской социально-исследовательской организации Mass-Observation, занимавшейся изучением повседневной жизни людей.
Выставка в Петропавловской крепости представляет видеоинсталляцию Брейквелла «Другая сторона», которая стала продолжением художественно-социальных исследований мастера. Эта работа была создана Брейквеллом в 2002 году в Бексхилле в знаменитом Павильоне Де Ла Варр (1935, арх. Э. Мендельсон и С. Чермаев), который сегодня является крупнейшим выставочным центром юго-востока Англии. Видеоинсталляция изображает пожилые пары, танцующие под музыку «Ноктюрн ми мажор» Франца Шуберта. Эти сцены чередуются с панорамными видами заката над морем, на фоне которого виден пустой балкон Павильона. Когда пары танцуют на одной стороне экрана, на другой стороне — только море. Съемка слегка замедлена, и кажется, что танцоры неслышно скользят по балкону. Их плавным движениям вторит мягкое покачивание камеры и размеренный ритм плещущихся волн. Медитативное настроение резко обрывается, когда музыка прекращается и изображение уходит в темноту. Звук разбивающихся о берег волн и крик чаек — это, по словам художника, «неожиданное вторжение, которое напоминает нам, как хрупка мирная идиллия — как если бы в стеклянный павильон грез ворвались темные силы с другой стороны».
Выставка проходит в рамках специальной программы Института Про Арте «ВИДЕОПАРАД», которая предусматривает в течение 2009 года в Петропавловской крепости показ нескольких видеоинсталляций европейских и американских художников. Проект «ВИДЕОПАРАД» приурочен к 10-летию Института Про Арте.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость