Архив
Фотовыставка «Мир Сергея Параджанова — искусство без границ»
6—11 августа 2009
Инженерный дом Петропавловской крепости
6 августа 2009 года в 13.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости, в рамках V Международного кинофестиваля OPEN CINEMA, открывается фотовыставка выдающегося кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, приуроченная к 85-летию со дня его рождения. На выставке представлены 50 фоторабот из коллекции музея Параджанова в Ереване
Сергей Параджанов (Саргис Параджанянц (1924—1990) родился в Тбилиси в армянской семье. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, после чего был направлен в Киев на киностудию им. А. А. Довженко. Здесь в 1963 году он создал фильм «Тени забытых предков», который принес ему мировую известность. Но успех повлек за собой серьезные осложнения, следующий антивоенный фильм режиссера — «Киевские фрески» (1966) — был запрещен.
В 1966 году Параджанова пригласили в Армению, где он снял свой лучший фильм «Саят-Нова», который советская цензура после значительных сокращений с трудом пропустила на экран под названием «Цвет граната». Фильм получил международное признание, чем вызвал еще большее недовольство властей в отношении Параджанова. Режиссер дважды был осужден (на 5 лет на Украине и позже на 7,5 месяцев в Грузии), в результате чего долгое время — в общей сложности около 15 лет — был лишен возможности работать в кино. Параджанову разрешили снимать лишь в 1983 году в Грузии, в 1984 году появился фильм «Легенда о Сурамской крепости».
Несмотря на нелегкую творческую судьбу режиссера, искусство Параджанова свободно от озлобленности, одним из его принципов было отвечать добром на зло, как сам он говорил, — «отомстить любовью». Другое качество, присущее ему, — независимость. После начала армяно-азербайджанского конфликта в 1988 году Параджанов решил не прерывать работу над фильмом с мусульманской тематикой «Ашик-Кериб», хотя съемки велись преимущественно в Азербайджане и это неоднозначно было воспринято в Армении.
Все годы, когда режиссер вынужденно не снимал, даже во время пребывания в заключении, он продолжал творить — рисовал, из всего, что попадалось под руку создавал коллажи, кукол, шляпы. «Мне запретили снимать кино — я начал делать коллажи. Коллаж — это спресованный фильм», — говорил он.
В 1988 году правительство Армении решило построить для Параджанова дом и музей в Ереване. Из-за землетрясения 1988 года строительство музея было завершено лишь в 1991 году, уже после смерти режиссера, который скончался в 1990 году в Ереване. Параджанов как-то пошутил, что его судьба сходна с участью главной героини оперы «Травиата» — когда Альфред наконец возвращается, Виолетта умирает.
Параджанов любил фотографироваться и часто сам придумывал сюжеты для снимков. Многие его известные фотопортреты — это совместный труд фотографа и режиссера. Он любил вырезать фотографии и создавать из них коллажи.
На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть фотопортреты Параджанова, фотографии, сделанные режиссером, а также репродукции его коллажей и рисунков.
Кроме того, в течение всех выставочных дней с 19.00 до 21.00 будут демонстрироваться фильмы режиссера и документальный фильм о нем. Среди них будут как всемирно известные шедевры, так и эксклюзивные короткометражные работы Параджанова.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость