Архив
Музейные реставраторы. К 100-летию Государственного музея истории Санкт-Петербурга
24 декабря 2007 – февраль 2008
Выставка проводится в Невской куртине
В состав выставки вошли экспонаты из музейного собрания, отреставрированные художниками-реставраторами ГМИ СПб. Среди них живописные и графические произведения, мебель, костюм, бытовые предметы, документы и т.д. Каждый представленный предмет – результат кропотливого труда реставратора, его бережного отношения к вещи.
Реставрационные мастерские ГМИ СПб были созданы в 1980 году. Первыми открылись мастерские по реставрации живописи и графики, затем — тканей, мебели, металла. В 2002 году была создана мастерская по реставрации фарфора и керамики, в 2003 году — кожи. Подобная структура реставрационных отделов обусловлена спецификой музейного собрания, объединяющего предметы, созданные из самых разных материалов.
В своей работе реставраторы используют как традиционные, проверенные временем, так и новейшие технологии и материалы. При этом в основе любого реставрационного процесса всегда лежит классический принцип «обратимости» используемых материалов, сохранения исторического формата и материальной основы предмета.
Убедиться в этом позволяют экспонаты выставки. Практически в первозданном виде предстают живописные портреты ХIХ века, в ходе реставрации которых был укреплен грунт и красочный слой, устранены деформации основы, удалены записи авторской живописи и поверхностные закрепления (работы реставраторов живописи В. Н. Новожиловой, Л. Б. Караваева и И. В. Левандовской).
О кропотливом труде реставраторов графики и изделий из бумаги свидетельствуют восстановленные гравюры с видами Версаля и Парижа конца ХVIII – середины ХIХ века (реставратор Ю. Г. Арчакова).
На выставке демонстрируется целый ряд произведений декоративно-прикладного искусства. Чаще всего это экспонаты, сочетающие в себе сразу несколько материалов (дерево, ткань, кожу, металлические детали и т.д.), обладающих различными качествами и свойствами, меняющимися с течением времени и действующими друг на друга разрушающе. Реставрация подобных предметов требует комплексного подхода.
Ярким примером комплексной реставрации могут служить платье в русском стиле великой княгини Марии Павловны, 1903 (реставратор Т. Ю. Пронина); бальные дамские ботинки, вторая четверть ХIХ в. и накидка сорти де баль, конец XIX в. (реставратор Е.Н.Никифорова).
Результатом работы мастерской по реставрации мебели стали буфет, созданный в мастерской Х. Б. Розенберга в Петербурге, 1900-1910 (реставратор В. С. Баум), дубовая облицовка камина с зольником, конец XIX в. (реставраторы В. С. Баум, Б. Н. Павлов, Б. О. Ребров), шкатулка для рукоделия из красного дерева, ХIХ век (реставраторы В. С. Баум, Т. Ю. Пронина) и 4-х створчатая ширма петербургской фабрики Ф.Ф. Мельцера, начало XX в. (реставраторы В. С. Баум, И. В. Левандовская, Л. Б. Караваев). На этих предметах реставраторами были удалены загрязнения, заделаны трещины и сколы, воссозданы утраченные элементы декора по сохранившимся аналогам, в ряде случаев выполнено вощение и воссоздание лакового покрытия.
Представленные на выставке кошельки, кожаные сумки и футляры, мужские ботинки и т.п. получили «вторую жизнь» благодаря реставраторам изделий из кожи С. В. Козыревой и Л. Г. Стариковой.
Через мастерскую по реставрации керамики и фарфора (реставратор И.Ю.Перцев) прошли умывальники конца ХIХ – начала ХХ века английского и российско-финского производства, декоративные облицовочные плитки из особняка А.И.Штакеншнейдера на Миллионной улице, 10.
Отреставрированные Б. Н. Павловым и Б. О. Ребровым металлические весы различных модификаций: от безмена до аналитических весов из лаборатории Д. И. Менделеева - дают представление о характере работы реставрационной мастерской изделий из металла.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость