Архив
«Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий – мастер прозрачности». К 105-летию со дня рождения художника
6 - 30 мая 2010 года
Петропавловская крепость, Невская куртина
Ретроспективная выставка художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого – одного из наиболее ярких представителей «русского космизма», ученика и последователя Н. К. Рериха - представляет 95 работ мастера разных лет из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея нонконформистского искусства и частных коллекций Москвы и Петербурга.
Б. А. Смирнов-Русецкий (1905, Петербург - 1993, Петербург) родился в Петербурге, но с 1917 года жил в Москве и Подмосковье. Учился в студии художника Ф. И. Рерберга (1921-1924). Закончил Московский инженерно-экономический институт (1922-1926).
В начале 1920-х годов Смирнов-Русецкий сблизился с кругом художников-космистов. В 1922 году им вместе с П. П. Фатеевым была образована группа «Амаравелла» (в переводе с санскрита «ростки бессмертия» или «берег бессмертия»). В группу вошли В. Н. Пшесецкая (Руна), А. П. Сардан, С. И. Щиголев, В. Т. Черноволенко. Художники «Амаравеллы», соединяя в своем творчестве науку и веру, земное и небесное, западное и восточное, реалистическое и фантастическое, индивидуальное и общинное, пытались выстроить свою идеальную «формулу» мировой гармонии. В основу художественного языка «Амаравеллы» легло и наследие модерна, и пейзажная живопись прошлого века, и русская иконопись, и традиции восточного, особенно индийского религиозного искусства. Творчество художников группы и, в частности, Смирнова-Русецкого было созвучно исканиям русской поэзии и философии Серебряного века, произведениям Н. К. Рериха, М. К. Чюрлениса, художников-символистов «Голубой розы» и др.
В 1923 году работы Смирнова-Русецкого впервые экспонировались на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина) в Москве.
Поворотным в творчестве Смирнова-Русецкого, по мнению самого художника, стал 1926 год - год встречи с Н. К. Рерихом. По его рекомендации художник продолжил профессиональное обучение: поступил на графический факультет ВХУТЕМАСа в 1926 году. Здесь он учился у знаменитых мастеров В. А. Фаворского, Н. Н. Куприянова, И. И. Нивинского.
Период 1920-х – 1930-х годов был самым плодотворным в плане творческих прозрений и открытий художника. В это время им были созданы циклы «Прозрачность» и «Космос».
С 1927 года Смирнов-Русецкий вместе с другими членами «Амаравеллы» участвовал в ряде престижных выставок. По приглашению Н. К. Рериха в 1927 году демонстрировал свои работы в Нью-Йорке в Рериховском музее на выставке центра искусств «Корона Мунди» (1927) рядом с произведениями П. Гогена, Р. Кента, С. Такури, в 1928 году – на выставке в Чикаго. Через год участвовал в 6-й выставке группы художников «Жизнь - Творчество» в Москве.
В 1930-х годах группа «Амаравелла» была разгромлена, художники подверглись репрессиям, разделив судьбу многих инакомыслящих в советской России. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 году по обвинению в антисоветской пропаганде. 10 лет он провел в тюрьмах и лагерях, 4 года – в ссылке.
После реабилитации в 1956 году Смирнов-Русецкий вернулся к творческой работе. Результатом его поездок по стране стали пейзажные циклы «Валдай», «Русский Север», «Алтай» и другие, написанные в основном в технике многослойной пастели, разработанной самим художником. В 1962 году в Москве состоялась первая персональная выставка Смирнова-Русецкого. В последующие два десятилетия персональные выставки мастера прошли в Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове.
Творческое наследие Смирнова-Русецкого насчитывает около 4 000 работ. В основном это пейзажи. В них Природа, наделенная величавой красотой и гармонией, освобожденная от всего лишнего, сиюминутного, предстает как часть огромной единой и беспредельной Вселенной. Лаконизм и предельная обобщенность композиций в работах мастера сочетаются со сложной разработкой красочного слоя. Множество тончайших полупрозрачных живописных слоев и создают то ощущение воздушности и ирреальности, которое отличает пейзажи Смирнова-Русецкого.
На выставке в Петропавловской крепости представлены пейзажи художника из циклов «Древние лики», «Космос», «Север», «Хибины», «Осенние раздумья», «Знаки огня», «Лесные видения». В их числе и работы из самого большого цикла «Прозрачность». Над ним Смирнов-Русецкий работал на протяжении всей своей жизни и именно в нем наиболее ярко и отчетливо проявились творческие принципы и устремления мастера. В экспозиции рядом с узнаваемыми реальными пейзажами Валаама и Приладожья, Русского Севера и центральной России можно увидеть фантазийные и почти абстрактные композиции.
6 - 29 мая - в режиме работы музея;
30 мая - с 11:00 до 15:00
Вход на выставку производится по единому билету на право посещения музея или по отдельному билету:
- для взрослых - 100 руб.,
- для учащихся школ, лицеев и колледжей, пенсионеров - 40 руб.
Действуют льготы для всех льготных категорий граждан.
Обращаем внимание, касса завершает работу за час до окончания работы выставки.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость