Архив
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Выставка представляет 50 листов авторской архитектурной графики выдающегося русского архитектора середины ХIХ столетия Андрея Ивановича Штакеншнейдера из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года на мызе Ивановка неподалеку от Гатчины, в семье немецкого подданного Иоганна Штакеншнейдера. В 1815–1820 годах Штакеншнейдер учился в Академии художеств. Работал вместе с Огюстом Монферраном в Комитете для строений и гидравлических работ (с 1821), в Комиссию о построении Исаакиевского собора (с 1825). С 1833 года – архитектор Двора великого князя Михаила Павловича, 1834 – академик, 1844 – профессор. С 1854 года преподавал в Академии Художеств. В 1856 году Штакеншнейдер получив должность Архитектора Высочайшего двора, осуществлял надзор над всеми работами в загородных императорских резиденциях. Умер в Москве в 1865 году, похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.
А. И. Штакеншнейдер – один из крупнейших петербургских зодчих и декораторов середины XIX века, которому принадлежала ведущая роль в формировании в России нового архитектурного направления – эклектики (от греч. «эклегейн» – выбирать, избирать) – системы композиционных приемов и средств эстетической выразительности, ориентированной на архитектурный опыт прошлых эпох. Архитектор виртуозно использовал в своем творчестве декоративные мотивы разных исторических стилей: готики, барокко, ренессанса, классицизма и т.д.
В числе ранних работ архитектора проект неоготической усадьбы графа А. Х. Бенкендорфа в его эстляндском имении Фалль (1831–1833, ныне Кейла-Йоа в окрестностях Таллинна), Никольский домик в Петергофе (1835), сооруженный по типу крестьянской избы, здание Мариинского института (1835–1837) и вокзал в Павловске (1836, не сохранился).
В 1939 году архитектор получил первый крупный заказ на строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Петербурге (1839–1844) для великой княгини Марии Николаевны и ее супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Штакеншнейдер создал классицистическую в целом композицию фасада, включив в нее элементы из арсенала иных исторических стилей.
В 1839–1842 гг. для тех же высоких заказчиков Штакеншнейдер возвел загородную резиденцию в Сергиевке под Петергофом. Сооруженное в «помпеянском стиле» здание стало образцом нового типа дворцовой постройки. Здесь Штакеншнейдер одним из первых в России использовал приемы свободной ассиметричной компоновки архитектурных объемов, согласованной с функциональным назначением здания и рельефом местности. Подобные принципы планировки лежат в основе проектов дворца императрицы Марии Федоровны в Ореанде, в Крыму (1843–1852) и ряда петергофских построек.
В течение 1830–1850-х годов архитектор много работал в Петергофе. По его проектам было создано более 20 построек: дворец Бельведер на Бабигонских холмах(1852–1856), Руины (1852, не сохранились), Александринская церковь (1852–1854, не сохранилась) в Луговом парке; Собственная дача наследника престола, великого князя Александра Николаевича, Свято-Троицкая церковь (1857–1858), Константиновский (Адмиралтейский) домик (конец 1830-х), Новая ферма (1853–1855), здание Телеграфной станции (1858) в парке «Александрия» и др. Участвовал в перестройке Коттеджа (1841–1842), и Фермерского дворца (1838–1859).
Прежде всего, архитектор Штакеншнейдер известен своими грандиозными дворцовыми постройками. По проекту зодчего на углу Невского проспекта и Фонтанки возведен дворец Белосельских-Белозерских (1846–1848) – одно из лучших произведений «второго барокко» в Петербурге. В 1853–1861 годах для великого князя Николая Николаевича Штакеншнейдер возвел Николаевский дворец и комплекс служебных построек, которые заняли целый квартал между Благовещенской площадью, Конногвардейским бульваром и Галерной улицей. В декоративной отделке главного фасада дворца зодчий активно использовал приемы, характерные для итальянского ренессанса XVI века. Своеобразной декларацией основных принципов нового направления русской архитектуры середины – второй половины ХIХ века – эклектики – стал проект Ново-Михайловского дворца (1857–1862, Дворцовая наб., 18 – Миллионная ул., 19) для великого князя Михаила Николаевича, младшего сына Николая I. В композиции главного фасада здания, выходящего на Дворцовую набережную, органично сочетаются приемы и мотивы разных исторических стилей: ренессанса, барокко, раннего классицизма. Фасад, обращенный на Миллионную улицу, выполнен в духе флорентийских палаццо XVI века.
Как талантливый стилизатор Штакеншнейдер проявил себя в работе над оформлением интерьеров Мариинского, Николаевского, Ново-Михайловского, Зимнего, Большого Петергофского дворцов, Малого и Старого Эрмитажа, дворцов Стрельны, Гатчины, Ораниенбаума и др.
Штакеншнейдер работал не только в Петербурге, по его проектам были построены особняк Н. Д. Алфераки в Таганроге (1848), здание Дворянского собрания в Новгороде (1850–1852), усадьбы в Гостилицах (1840-е), Орловской губернии, Умани, Лигово (все – 1850-е).
Выставка в Петропавловской крепости представляет ранее не экспонировавшиеся проектные чертежи самых известных петербургских построек Штакеншнейдера: Николаевского и Ново-Михайловского дворца, Бельведера в Петергофе, дворца в Сергеевке; эскизы интерьеров Старого Эрмитажа: покоев наследника престола великого князя Николая Александровича и зала для заседания Государственного совета; а также Зимнего сада при Павильонном зале Малого Эрмитажа.
Выставка сопровождается каталогом.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость