Архив
14.01.2005 - 15.03.2005
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость
Архитектор Н. А. Троцкий (1895-1940)
14 января 2005 г. в 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, приуроченная к 110-летию со дня рождения Н.А. Троцкого. В экспозиции представлено более 30 проектов и графических работ, созданных мастером в 1919 – 1940 гг., и архивные документы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Выставка организована в рамках многолетней комплексной программы музея, посвященной изучению архитектурного наследия северной столицы. Результатом исследовательской работы стало издание каталогов и создание монографических выставок, посвященных творчеству Ф.-Б. Растрелли, Дж. Кваренги, Я. Г. Гевирца, а также международный выставочный проект «Ленинградский конструктивизм».
Ной Абрамович Троцкий – известный ленинградский архитектор, в творчестве которого особенно ярко и последовательно отразились разные этапы развития советской архитектуры 1920–1930-х гг. Родился Троцкий в 1895 г. в Петербурге в семье наборщика типографии. В 1913 -1921 гг. учился в Академии художеств. С 1921 г. до конца жизни преподавал на архитектурном отделении Академии художеств, с 1923 г. – в Институте гражданских инженеров. В 1934–1939 гг. Троцкий руководил 6-й архитектурной мастерской Ленпроекта. С 1932 г. являлся членом правления Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. С 1939 - доктор архитектуры, профессор. Автор целого ряда зданий, во многом определивших архитектурный облик довоенного Ленинграда: Дома Советов на Московском проспекте (совместно с группой архитекторов, 1936-1941), комплекса построек Ленинградского мясокомбината (совместно с Р.Я. Зеликман и Б.П. Светлицким, 1930–1933, Московское шоссе, 13); Дворца культуры имени С.М. Кирова (совместно с С.Н. Козаком, 1930–1937, Большой пр. В.О., 83), административного здания ОГПУ (совместно с А. Н. Гегелло и А. А. Олем, 1931–1932, Литейный пр., 4) и других. Н.А. Троцкий неоднократно участвовал в архитектурных конкурсах, ставших своеобразной приметой времени и получивших широкий культурный и общественный резонанс. Интересны выполненные архитектором конкурсные проекты Дворца Труда в Москве (1923, I премия), Первых районных терм на Ватном острове в Петрограде (совместно с Д.П. Бурышкиным и Л.М. Тверским, 1920, I премия), Дома культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде (1925, I премия), Образцового универмага на набережной Обводного канала в Ленинграде (1934, I премия) и Образцового жилого дома Ленсовета «Ударник» на Пироговской набережной в Ленинграде (совместно с А.С. Мартыновым, Т.Д. Каценеленбоген, 1934). Умер архитектор в 1940 г., похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Экспонирующиеся на выставке градостроительные проекты, проекты общественных, учебных и жилых зданий представляют собой наиболее яркие и типичные примеры советской архитектуры 1920-1930-х годов: от авангарда до сталинской неоклассики. Среди представленных работ наиболее ранние – конкурсные проекты Крематория в Петрограде (совместно с Л.М. Тверским, 1919, III премия), Дворца Труда в Москве (1923, I премия) и памятника Я. М. Свердлову в Екатеринбурге (совместно с Л.М. Тверским и Н.А. Тырсой, 1923, IV премия).
На выставке демонстрируются проекты, в основу которых положены принципы конструктивизма: конкурсные проекты Дома культуры Московско-Нарвского района (1925), Дом Совнаркома Бурят-Монгольской АССР в Верхнее-Удинске (Улан-Удэ) (Совместно с С.Н. Казаком и Е.А. Левинсоном, 1928 , II премия).
С начала 1930-х гг. Н.А. Троцкий выступил в качестве одного из лидеров направления советской архитектуры, которое впоследствии получило название сталинский неоклассицизм. В этом стиле выполнено большинство экспонирующихся на выставке проектов.
Одним из самых известных неоклассических произведений архитектора является Дом Советов на Московском проспекте (1936 – 1941), ставший крупнейшим сооружением довоенного Ленинграда. Здание планировалось как ядро нового общественного центра города, создание которого так и не было осуществлено. Проекты Дома Советов (1936, I премия) и архитектурного оформления прилегающей к нему площади (совместно с Л.Г. Голубовским и Я.О. Свирским, 1939, III премия) позволяют представить масштаб грандиозных градостроительных замыслов второй половины 1930-х гг.
Особое внимание привлекают представленные на выставке эскизы костюмов и декораций к комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», выполненные Троцким в начале 1920-х гг. - единственные известные на сегодняшний день работы архитектора в области театрально-декорационного искусства, нехарактерные для его творчества.
Выставка открыта с 14 января до 16 мая 2005 года в Инженерном доме Петропавловской крепости.
| Тип события: Временные выставки
| Место проведения: Петропавловская крепость