"Я" в кубе

Temporary exhibitions Rumyantsev Mansion
← Back
   
"Я" в кубе from 10 November 2021 to 25 December 2021



"Искусство – зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь"
(Оскар Уайльд)









Выставка «Я3» представляет творчество 30 петербургских художников: живописцев Павла Антипова, Бориса Аникина, Юлии Беховой, Игоря Болотова, Анастасии Базановой, Юлии Вальцефер, Евгения Груздева, Раушана Губайдуллина, Виктора Егорова, Александра Зимина, Дмитрия Иванова, Александра Кириллова, Надежды Касаткиной, Владимира Кожевникова, Андрея Мамаева, Станислава Мирошникова, Елены Орловой-Афиногеновой, Елены Прудниковой, Павла Покидышева, Александра Перепелицына, Николая Романова, Георгия Рашкова, Нины Рыжиковой, Ильи Хохрина, Ольги Шведерской, Дмитрия Яковина и скульпторов Алексея Архипова, Евгения Буркова, Светланы Мельниченко.

Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга на выставке представлено три картины известной ленинградской художницы, ученицы Павла Филонова – Татьяны Глебовой (1900-1985).

Выдающийся историк живописи, эксперт, музейный деятель Макс Фридлендер справедливо отметил: «Мы верим в то, что у всякой творческой личности есть некое неизменное ядро. Мы исходим из того, что художник, что бы он ни переживал, какие бы импульсы ни получал, куда бы ни переезжал, в глубине души всегда остается одним и тем же, и это неизменное «нечто» проступает во всех формах его самовыражения».

На выставке творчество каждого из художников представлено тремя произведениями: автопортретом, работой, которую выбрал сам художник,  и произведением, которому отдал предпочтение куратор проекта. 

Автопортрет – это особый жанр. Он очень отличается от портрета.  Как пишет Джон Берджер, «Реакция художника на свое лицо, которое он видит, меняет это лицо. Иначе говоря, лицо предлагает себе то, что ему нравится, что оно в себе любит. Лицо управляет собой. Большинство автопортретов благодаря такому сговору, в который вовлечены взгляд автора – наблюдателя и ответный взгляд автора – портретируемого, – вызывают сложное чувство, словно мы наблюдаем запутанную драму, в подробности которой нас не посвящают».

Произведение, выбранное художником для выставки, является своеобразной презентацией творческих принципов и достижений мастера и наиболее полно, по мнению самого художника,  отражает его творческое "Я".

Выбор куратора - это взгляд на творчество художника извне, со стороны критиков, со стороны зрителя. 

Вот как пишет о идее выставки куратор проекта Ольга Прожерова: "Выставки автопортретов очень редкое явление, но они есть. Мне же захотелось показать творчество каждого художника многограннее. Сама подготовка выставки превратилась в уникальный творческий процесс. Всегда было интересно знать, и в этом я не одинока, какое своё произведение сам автор считает самым-самым. Иными словами, как он сам видит свое творчество. А для каждого автора оказалось очень важным и волнительным, какую же работу выберу для проекта я".

Таким образом, на выставке каждый из художников предстанет перед зрителем своими тремя «Я»  -  «Я» в кубе».

Не секрет, что произведению искусства нужен зритель. Как пишет Сергей Даниэль: «Стоит специально отметить, что слово «произведение» обычно означающее результат совершившегося творческого процесса, сохраняет в себе и значение действия: «произвести что-либо», «произвести на свет». Искусство является произведением общения как в значении результата, так и в значении направленности действия на созидание человеческих отношений. Таким образом, нет ничего удивительного в возможности диалога с картиной. Неестественным скорее представляется равнодушие к подобной возможности».  Именно к диалогу, созерцанию, сопереживанию и созиданию приглашает эта выставка.

 

* Благодаря фонду Вячеслава Адамовича Заренкова "Созидающий мир" будет издан каталог выставки.

* Автор идеи и куратор проекта: Ольга Прожерова - музеевед, менеджер антикварной, коллекционной и выставочной деятельности, член Санкт-Петербургского Союза художников.