История с продолжением

Временные выставки Петропавловская крепость
   
История с продолжением с 27 Мая 2019 по 15 Сентября 2019 Петропавловская крепость, Невская куртина


Выставка представляет экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и коллекции  Императорского фарфорового завода. Многие предметы впервые демонстрируются широкой публике. Кроме того, художники ИФЗ  представят свои новые, выполненные специально для данного проекта произведения, посвящённые юбилею предприятия.

Выставка расскажет о творческом пути прославленного петербургского предприятия —  Императорского фарфорового завода — со времени его основания до наших дней: о зарождении фарфора в России, изобретении и освоении новых технологий производства и техник декорирования, о мастерах завода и созданных ими произведениях,  составляющих сегодня славу отечественного искусства.

Более 1000  фарфоровых изделий XVIII–XXI веков с клеймом ИФЗ, вошедшие в состав выставки, позволят проследить основные тенденции в искусстве русского фарфора на протяжении почти трех столетий.

Начало производству российского фарфора было положено в 1744 году, когда в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны была организована «Порцелиновая мануфактура». Первыми заказами предприятию стали небольшие изделия, которые преподносились в качестве дипломатических подарков и жаловались приближенным. Помимо них на выставке можно увидеть воссозданные предметы из первого отечественного («Собственного») сервиза императрицы Елизаветы Петровны.     

Эпоха Екатерины II стала временем расцвета фарфорового производства в России XVIII века. Особой гордостью предприятия в это время стали изготовленные по заказу императрицы  «Арабесковый», «Кабинетский», а также «Яхтинский» сервиз, предметы из которого демонстрируются на выставке.  Здесь же представлены  скульптурные портреты государыни работы французского скульптора Ж.Д.Рашетта, который на протяжении 25 лет занимал должность модельмейстера завода.

В царствование императора Павла Петровича на предприятии появилась новая традиция  — подносить к Высочайшему Двору художественные вещи к праздникам Святой Пасхи и Рождества Христова. На выставке представлены пасхальные яйца с вензелями царствующих особ: императрицы Марии Федоровны, императоров Александра III, Николая II и великой княгини Ольги Александровны.

Ключевой темой фарфорового искусства первой четверти XIX века  стало прославление России и ее героев. Выбор сюжетов был продиктован пробудившейся под влиянием событий Отечественной войны 1812 года темой народного самосознания и народного духа. Данную тенденцию наглядно передают  представленные на выставке воссозданные  предметы из «Гурьевского» («Русского»)  сервиза. В это же время  ведущее место среди императорских заказов заняло производство больших интерьерных ваз, оформленных видовой или батальной живописью, которые также можно увидеть в экспозиции.

Среди экспонатов, представляющих историю предприятия второй половины XIX столетия — предметы, выполненные заводом для многочисленных царских и великокняжеских резиденций, а также императорских яхт. Они отличаются разнообразием художественных форм и  оформления.

     Отдельный раздел посвящен советскому периоду в истории предприятия и это неслучайно. После революции 1917 года завод не прекратил своего существования и продолжал отвечать запросам времени, формируя в мире образ новой России, поддерживая статус государственной власти на столь же высоком уровне, как и ранее. Перед предприятием встала задача – выработать новые художественные формы, актуальные для новой страны.  На заводе было налажено производство агитационного фарфора, в том числе и на старых  фарфоровых формах, изготовленных в дореволюционный период, воспроизводились орнаменты и сюжеты в духе наступившей эпохи.

   Художественным руководителем Государственного фарфорового завода (название предприятия  с 1917 по 1925 год) был С. В. Чехонин. Он разработал дизайн шрифтов лозунгов, написанных на изделиях. Примером могут  служить тарелки «Кто не с нами, тот против нас», «Борьба родит героев», «Кубистическая с молотом», «Красная лента». В этот период на заводе работала целая плеяда выдающихся художников и скульпторов: М.М. Адамович, А.В. Щекотихина–Потоцкая, Н.Я. Данько и др.

В истории завода военного времени особое  место занимает сервиз «Кобальтовая сетка», созданный А. А. Яцкевич в 1944 году сразу после освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В 1958 году этот сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. С 1950 года  сервиз выпускается массовым тиражом, а рисунок является знаковым для завода.    

В послевоенные годы на Ленинградском фарфоровом заводе был налажен массовый  выпуск фарфоровых изделий. На выставке представлены работы художников и скульпторов 1945–1957 годов: Г.Б. Садикова, А.А. Яцкевич, Ю.В. Охотиной, Н.П. Славиной, А.А. Лепорской, В.Л. Семенова, Л.И. Лебединской, А.В. Воробьевского, Э.М. Криммера, В.М. Жбанова, М. Н. Моха.     

Завершает выставку раздел, посвященный современной деятельности предприятия.

Для мировой художественной промышленности в XXI веке постоянный творческий коллектив – практически уникальное явление. Сегодня на Императорском фарфоровом заводе работают 24 художника, которые создают новые образцы для ассортиментной коллекции, а также оригинальные авторские произведения, расширяющие наши представления о возможностях материала и  задающие вектор дальнейшего развития искусства фарфора.

Вклад художников ИФЗ в искусство фарфора отмечен  Правительственными наградами  РФ. Произведения современного авторского фарфора экспонируются на российских и зарубежных выставках, входят в собрания ведущих музеев страны, широко востребованы среди частных коллекционеров.

Видеорепортаж о выставке


Стоимость билетов: взрослый - 200 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры) - 100 руб.
Также выставку можно посетить по единому билету на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости