"Исторические мозаики"

"Исторические мозаики"

Петропавловская крепость Артиллерийский цейхгауз

Бродя по мирным идиллическим скверам Петропавловской крепости, порой забываешь о том, что когда-то именовалась она «Русской Бастилией». Но, как говорит классик: «Забывающий прошлое лишается и будущего». Выставка «Историческая мозаика», находящаяся в цейхгаузе крепости представляет всеобщему обозрению русскую историю в лицах. Шестьдесят восковых персон от Иоанна Грозного до Льва Троцкого, расскажут о нравах старой России, о ее героях и преступниках, о причудливо переплетающихся судьбах казалось бы совершенно непохожих друг на друга людей. Каким был Петербург Бирона и Екатерины II, Пушкина и Болконского, Достоевского и Распутина, Ленина и Горького. Здесь и знаменитые узники крепости: Царевич Алексей, Иоганн Бирон, Княжна Тараканова, Александр Радищев, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Максим Горький... и другие персоны дополняют историческое полотно.

Восковые фигуры, созданные Петербуржскими мастерами настолько реалистичны, что, как говорят некоторые посетители, порой трудно отделаться от ощущения, что та или иная персона тебе подмигивает. Это и неудивительно, ведь при создании своего персонажа художник старается уловить и передать не только внешнее сходство, но и характер той или иной уникальной натуры. Движения его души, радость и сомнения, постоянно меняющуюся и противоречивую игру эмоций, все тонкие и почти незаметные обычному взгляду черточки которые и создают неповторимый облик каждого человека. Мастер использует лишь натуральные волосы. Цвета и едва уловимые оттенки лица он предает при помощи специального театрального грима. А для усиления выразительности лица персоны, используют изготовленные вручную стеклянные протезы для глаз.

Трудно найти место для столь впечатляющего погружения в русскую историю со всеми ее невероятными ухабами и перипетиями... Каменный мешок вместо царских палат ожидает выдающую себя за княжну Елизавету Тараканову - дочку Елизаветы I и Разумовского. Достанется ей не трон самодержцев, а бесконечные допросы, туберкулёз и смерть. Именно здесь молодой Александр Радищев будет ожидать приговора. Разгневанная его книжкой «Путешествие из Петербурга в Москву» императрица Екатерина II в ярости кричала: «Да это бунтовщик похуже Пугачева...» Долго мучали допросами Дантеса с Данзасом - участников Пушкинской дуэли. Одного навсегда выдворят из России, ну а секунданта - капитана Данзаса, участника войны с Наполеоном, что-ж делать, простят. Видели эти стены и декабристов. Пятерых повстанцев неудачно повесят потом на кронверке крепости. И тут же повесят еще раз. Ложно обвиненный Николай Чернышевский объявит девятидневную голодовку. В сырой камере Алексеевского равеллина главный редактор «Современника» напишет свой знаменитый роман «Что делать». Молодого Федора Достоевского приговорят к расстрелу вместе с остальными членами кружка Петрашевского. В последнюю минуту казнь заменят на каторгу, один из «петрашевцев» сойдет с ума. Это время и эти люди найдут в последствии отражение в романе Достоевского «Бесы».