Временные выставки

Временные выставки Особняк Румянцева
   
Вдохновение в красных тонах. Искусство, рождённое революцией с 19 Октября 2017 по 4 Июня 2018 Особняк Румянцева, парадные залы (вход с Английской наб.,44)

2017 - год 100-летия октябрьских событий. В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится значительное количество памятников советского искусства 1920-1950-х годов: скульптура, живопись, плакаты, фарфор. Выставка посвящена идеологическому искусству той поры.

В революционной традиции сбрасывать старые памятники и заменять их новыми. Молодому государству требовались новые герои. В 1918 году появились первые памятники «монументальной пропаганды», которые изготавливались из недорогих и потому недолговечных материалов. На выставке можно увидеть модели гипсовых памятников А.Н. Радищеву, К. Марксу и Т.Г. Шевченко, установленные в Петрограде начале 1920-х годов.

Агитационный фарфор представлен на выставке яркими экспонатами: тарелки, вазы с советской символикой и портретами вождей; малая пластика. Один из редких экспонатов - фарфоровые шахматы «Красные и белые», выполненные Н.Я. Данько (1892–1942)  на Ленинградском фарфоровом заводе в 1922 году.

В авангарде идеологического искусства шёл плакат, оперативно откликаясь на события в стране. Его простой, образный язык был понятен всем. В залах особняка экспонируются плакаты одного из авторов «Окон РОСТА» художника Л.Г. Бродаты (1889–1954). Они выполнены на злобу дня,  ярко иллюстрируя бурный расцвет нового советского искусства.

В 1932 году все ранее существовавшие художественные объединения были ликвидированы, а вместо них созданы союзы (художников, архитекторов, композиторов и писателей) под чутким руководством партии. Темы произведений давались сверху, в союзе художников издавались сборники тем – т.н. «темники» и выпускались ежегодные отчетные бюллетени. Для художника вступление в союз было единственной возможностью получить заказ.

Власть требовала от художника, следуя единому творческому методу, изображать жизнь молодой страны такой, какой она должна быть. Идеализированное по сути, советское искусство должно было быть реалистичным, для  большей убедительности. Соцреализм базировался на академическом понимании рисунка и монументальности композиции. Классическая школа видна в произведениях таких мастеров как Андреев Н.А., Барбаш Л.Н., Томский Н.В., Пинчук В.Б., Бродский И.И., Боголюбов В.Я., Ингал В.И., Серов В.А., Серебряный И.А., Козлов Э.В. и др.

На выставке представлены живописные парадные и камерные портреты вождей, военных и партийных лидеров. Ключевыми экспонатами выставки являются монументальные полотна революционной тематики, созданные для украшения советских учреждений, расположившихся в Мариинском и Смольном дворцах. Особо следует отметить портрет В. И. Ленина кисти И. И. Бродского. Это грандиозное (почти 5 м. в высоту) полотно было написано в 1927 году по натурным наброскам прямо в здании Смольного, стены которого картина не покидала вплоть до 2004 г., когда была передана в наш музей. Эти произведения экспонируются впервые.

Стоимость билетов на выставку: взрослый - 150 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры) - 100 руб.

Информационные партнеры выставки: