Художественно-мемориальная экспозиция

Постоянная экспозиция Музея петербургского авангарда (Дома М. В. Матюшина) демонстрирует основные этапы становления авангардной культуры в России и многообразие петербургского авангардного искусства 1910—1930-х годов. Здесь представлены уникальные материалы из фондов ГМИ СПб — мемориальные вещи семьи Михаила Васильевича Матюшина; живописные и графические произведениях Михаила Матюшина и Елены Гуро, Алексея Ремизова, Николая Кульбина, Владимира Стерлигова, представителей различных школ и направлений авангардного искусства ( школы Казимира Малевича, Павла Филонова и других ); книги, манифесты, брошюры, фотографии и другие уникальные материалы, связанные с историей и эволюцией авангардного движения в Петербурге. Синтетический характер экспонируемого материала позволяет раскрыть в целом феномен русского авангарда, в рамках которого создание художественного произведения никогда не являлось самоцелью — важен был процесс творчества, образ жизни и личность творца.

Музейная экспозиция в доме М. В. Матюшина состоит из двух разделов: авангард до и после 1917 года; и мемориальной части, посвященной владельцам дома на Песочной улице: художнику-авангардисту, музыканту Михаилу Матюшину и его жене поэту и художнику Елене Гуро.


М. В. Матюшин

Зарождение петербургского авангарда традиционно связывают с первым выступлением мастеров «художественно-психологической» группы «Треугольник» на выставке «Современные течения в искусстве» в 1908 году. В состав группы входили будущие лидеры петербургского футуристического движения: Михаил Матюшин, Елена Гуро, Алексей, Крученых, Василий Каменский, Давид, Николай и Владимир Бурлюки. Позднее представителей нового футуристического направления объединило общество «Союз молодежи» (1910—1914). Интересы художников-авангардистов распространялись почти на все виды искусства, будь то живопись, литература, театр или музыка. В экспозиции для воссоздания исторической канвы эволюции петербургского авангарда 1908—1914 годов использованы материалы о деятельности «Союза молодежи», литературной группы «Гилея», основанного Матюшиным издательства «Журавль», о постановке оперы «Победа над солнцем» и драмы «Владимир Маяковский».

В 1920-е годы в рамках авангардного движения усиливается интерес к вопросам теории искусства и формотворчества. С целью изучения и научного анализа этих проблем в 1923 году был создан Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), в котором работали ведущие художники-теоретики Казимир Малевич, Михаил Матюшин и Павел Филонов. Вокруг них возникли целые школы учеников и последователей. Деятельности ГИНХУКА и феномену «школы» как модели групповых взаимоотношений, характерной для художественной жизни Петрограда—Ленинграда 1920—1930-х годов, уделяется особое внимание в экспозиции.